Театр пустых залов
№30 (430) 10 авнуста 2009 года
Автор: Екатерина Оборина
В нашу редакцию поступило письмо актеров Березниковского драматического театра (БДТ), в котором они выражают обеспокоенность его дальнейшей судьбой.
Суть дела заключается в том, что с 2010 года прекращается муниципальное финансирование БДТ. «Это значит, что театру в Березниках приходит конец. Разве найдется в городе меценат, который захочет содержать театр пустых залов? Однако не в упрек нынешним руководителям города хотим напомнить, что в начале XX века управление Усольских соляных промыслов находило средства на содержание театра, и театр существовал в Березниках еще до советской власти и ее преемников. Видимо, Строгановы больше понимали значение театрального искусства в деле воспитания молодежи, чем наше МУК, которое финансируют театр по остаточному принципу. «Смешно сказать, но оклад артиста и уборщицы – одного порядка и не далеко ушел от минимальной оплаты труда», – говорится в письме.
Муниципальный Березников-ский драматический театр (БДТ) был основан 6 ноября 1936 года. На сцене театра в разные годы играли Бруно Фрейндлих, Георгий Бурков, Василий Меркурьев, Юрий Толубеев, Игорь Горбачев
Из последних достижений театра – Гран-при V фестиваля театров малых городов России (2006) в Вышнем Волочке. Кроме того, актрисам театра Наталье ПОПОВОЙ и Эльвире КОВЗАН были присуждены премии (две из двух) за лучшие женские роли.
Театр заканчивается вешалкой
Так уж получилось, что за всю свою 74-летнюю историю Березниковский драмтеатр так и не получил своего здания: до 2004 года театр размещался в ДК имени Ленина, единственном в городе приспособленном для этой цели помещении. Однако в 2004 году в городском управлении культуры родилась идея объединить все культурные учреждения города под одной крышей. Таким образом, театр разместили в Культурно деловом центре – помещении, совершенно не приспособленном для технологии производства спектаклей, в результате чего постановочная часть театра умерла. Две ширмы, шторы, стол, стул – вот и вся декорация. Десяток прожекторов по бокам сцены – вот и весь свет. Две крохотные гримерки – вот и все закулисное помещение.
Зато большой гардероб, фойе и зал на 400 мест. Ну что же, как известно, театр начинается с вешалки, но в Березниках он вешалкой и заканчивается, считают артисты.
Правда, как нам сообщили в городском управлении культуры, по решению мэра Березников Андрея МОТОВИЛОВА в здании кинотеатра «Авангард» после реконструкции разместится театр. Памятник архитектуры прошлого века с его залом на 600 мест и прекрасной акустикой станет домом для современного театра. Фойе театра будет спроектировано таким образом, чтобы проводить постоянно действующие выставки. Но это дело далекого будущего, в которое артисты не верят, так как предположительно первый театральный сезон в новом помещении откроется только в 2012 году.
Актером может стать любой
Театр, конечно, – это, прежде всего, не помещение, а люди – профессиональные работники искусства. Искусство – дело тонкое и требует длительного образования. Сколько лет кропотливого труда надо потратить, чтобы стать балериной, музыкантом, художником? Профессия актера не менее сложна и, помимо редкого дарования, требует хорошей школы. Актер – профессия редкая во всем мире, но только не в Березниках. У нас актером может стать каждый, закончив за пару лет «Курсы актера театра и кино» при музыкальном училище. Но от актера зависит только качество роли, а качество спектакля зависит от режиссера. Вот здесь, начиная с 1989 года, театру круто не повезло. После ухода профессионального директора Юрия ЖАРИНА и профессионального главрежа Александра ЛИТКЕНСА в театре появился профессиональный аферист – Владимир ТИХОНРАВОВ, который десять лет с успехом совмещал две вышеназванные руководящие должности и неплохо на этом заработал.
«Достаточно сказать, что проверкой КРУ в 2000 году была установлена недостача в театральной бухгалтерии в размере 200 000 рублей (о чем писали газеты), которую Тихонравов возместил из своего кармана и сразу покинул город на иномарке, предварительно продав две театральные квартиры. Именно при нем театр стал превращаться в самодеятельность. Но и после него в театре сменилось уже три главных режиссера, не имеющих профессионального опыта. Хотим сказать, что эти три последних главных режиссера никогда и нигде в такой должности до нашего драмтеатра не работали. БДТ стал для них экспериментальной площадкой.
Не знаем, состоялись ли они далее в профессии режиссера, но точно известно, что театр после их дилетантских экспериментов превратился в самодеятельность».
Что будет с культурой?
Вот здесь возникает закономерный вопрос: а кто принимает на работу таких режиссеров, если не директор театра? А если так, то разве не он персонально отвечает и за состояние, в котором театр оказался сегодня? Оказывается, что за все эти последние 20 лет никто не оказал большего влияния на состояние дел в театре, как нынешний его директор, заслуженный работник культуры РФ Николай КОЗЛОВ. Город, как говорится, должен знать своего героя, кому артисты, да и зрители обязаны окончательным развалом театра.
Вот поэтому они открыто обращаются через газету к министру культуры Пермского края Борису МИЛЬГРАМУ с одной просьбой – спасти Березниковский драмтеатр, иначе его просто закроют.
«Мы не об актерах беспокоимся. Свои 5-8 тысяч они заработают всегда. Но что будет с культурой в Березниках? Ведь и так в нашем городе приличной публике в выходные дни выйти некуда».
Рецепт спасения, считают артисты театра, прост. Достаточно объявить конкурс, пригласить профессионального режиссера с высшим профессиональным образованием. Набрать трупу из профессиональных актеров, которых по России без работы шатается миллион, и создать минимальные условия труда и быта. Только тогда можно ставить вопрос о возрождении театра. Театр никогда не был и не будет коммерчески выгодным предприятием. Даже основатель МХАТа Константин Станиславский, далеко не бедный человек, не мог обойтись без помощи мецената Саввы Морозова. А сейчас, в кризис, театр тем паче не выживет без государственной дотации.
P.S.
Услышит ли министр глас вопиющих в пустыне артистов, покажет время. Но известно одно, что БДТ – собственность Березников и к министерству культуры имеет отношение поскольку постольку. Сам министр занят более важным делом: в малом зале вверенного ему «Театра-Театра» начался ремонт. Здесь разместится новый краевой театр также с двойным названием «Сцена-Молот». Филиал московского. Конечно, с соответствующим его рангу финансированием.