ФСБ по Пермскому краю: отмена закона о госзакупках – угроза национальной безопасности.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, прокуратура Пермского края и управление ФСБ по Пермскому краю выработали общую позицию по вопросу внесения изменений законодательства о государственных закупках. Напомним, Минэкономразвития РФ представило законопроект о федеральной контрактной системе и разместило его текст для публичного обсуждения в Интернете. Федеральная антимонопольная служба подготовила свои – менее радикальные поправки, они также размещены на сайте ведомства. Реформирование существующей системы госзакупок и ее базового документа – 94-го федерального закона – стало предметом ожесточенных споров и госструктур, и экспертов.
Хватит закулисных игр
По словам Дмитрия МАХОНИНА, руководителя Пермского УФАС России, если нормы, предусмотренные этой системой, претворятся в жизнь, то невозможно будет проконтролировать трату бюджетных средств на те или иные государственные нужды.
Например, законопроектом предлагается введение так называемых «конкурентных переговоров». «Один подрядчик презентует себя перед комиссией, а выбирают почему-то другого, – пояснил Дмитрий Махонин. – И тот, кого не выбрали, не может никуда пожаловаться – ни в прокуратуру, ни в УФАС. Только в некую общественную структуру по рассмотрению этих вопросов».
Чиновник может отказаться от заключения контракта без объяснения причин. Чиновник не ограничен в способах выбора размещения заказа, не ограничен нормами, связанными с изменениями контракта. Это значит, что в любой момент смогут внести изменения – увеличить срок исполнения контракта, увеличить стоимость исполнения, и так далее…
«Слышим сейчас от некоторых деятелей, что надо нашим бедным чиновникам предоставлять больше полномочий, больше размытости при размещении заказа, все это содержится в законопроекте о федеральной контрактной системе. Но это будет закулисная игра, которую невозможно будет проконтролировать», – резюмировал Дмитрий Махонин.
Даже сейчас, при существовании действующих норм, сложным является выявление коррупционных факторов в этой сфере.
Если поправки в законодательство о госзакупках пройдут, если чиновникам уже официально «развяжут руки», то сколько будет таких «больниц без света», как новый корпус детской хирургии в Перми? Не о малом и среднем бизнесе и его развитии беспокоятся те, кто придумал и продвигает революционные изменения в законодательство о госзакупках. А о своем удобстве, своих кошельках.
ФАС не против изменений, но, по словам Дмитрия Махонина, они должны быть постепенными, продуманными. Реформа должна быть реформой, а не революцией. «Уходить от прозрачных схем размещения заказа, от прозрачных форм расходования бюджетных средств ни в коем случае нельзя. Это в дальнейшем приведет к разгулу коррупции», – уверен Дмитрий Махонин. Эту позицию разделяют краевые УФАС, прокуратура и ФСБ. В подтверждение представители этих ведомств привели многочисленные примеры «разгулявшейся коррупции».
Взятки – гладки?
«Сфера госзакупок признана самой коррумпированной. Новая система может привести к дискриминации органов власти, к угрозе национальной безопасности», – был краток замначальника управления ФСБ по Пермскому краю Валерий НИЛОВ. По его словам, до принятия 94-ФЗ о госзакупках, только 1% заказов размещался прозрачно, без нарушений.
«Законодательство и так очень меняется, в конце этого года – совсем не то, что было в начале», – заметил начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Пермского края Сергей ПУТИН. По его словам, уже имеется определенный опыт работы по нарушениям закона в сфере размещения госзаказов. «Мы уже знаем болевые точки, сферы нарушения законности», – пояснил представитель прокуратуры. Основное количество нарушений связано с попыткой уклониться от размещения заказа по закону – с помощью, например, искусственного дробления заказов. Уклоняются от 94-ФЗ и с помощью автономных учреждений.
Научились правоохранительные, надзорные и контрольные органы выявлять «аффилированность». Например, в Частинском сельском поселении родственник председателя конкурсной комиссии выиграл пять котировок на уборку снега. «Конфликт интересов» был обнаружен и у замглавы Суксунского сельского поселения – он принимал участие в работе конкурсной комиссии, и компания, одним из учредителей которой он являлся, получала подряды.
Появились первые дела о взяточниках и мошенниках, которые обещали «помочь» коммерческим компаниям с госзаказом. Здесь и дело Валерия СИТКЕВИЧА, получившего 6 лет реального срока за мошенничество (дело раскрыто ФСБ), и дело Евгения НАЗАРКИНА, приговоренного к 5 годам лишения свободы за взятку, и дело о халатности замминистра культуры Александра ПРОТАСЕВИЧА, пусть и прекращенное за истечением сроков давности. Наметились сдвиги, появились технологии работы в этих направлениях… И что теперь? Есть закон – есть нарушители. Нет закона – взятки гладки?
«Считаю, что чем более открыт будет процесс проведения госзакупок, тем меньше будет криминализация этой сферы. Речь идет о средствах не частных компаний, а о государственных средствах, в том числе о средствах населения», – справедливо заметил Валерий Нилов.