Несовпадение целей и показателей для их достижения – повод для обращения в соответствующие медучреждения. |
|
|
Разработан документ, по которому оценивать работу муниципальных служащих было бы странно и нелогично.
Начальник управления экспертизы и аналитики Пермской городской думы Лев ГЕРШАНОК представил депутатам документ, над которым он с группой депутатов и сотрудниками Высшей школы экономики трудился целый год, – Перечень целевых показателей администрации Перми (критериев оценки деятельности чиновников, от которых будут зависеть премии, поощрения).
Депутатов убедить удалось. С журналистами сложнее: нам кажется, что многие цели не связаны с результатами, и наоборот.
Это вам не лампочки вкручивать
Сложно согласиться, что посещение культурных мероприятий (показатель) повлияет на создание благоприятной среды проживания и самореализации (цель). Если бы после «Белых ночей» или любых районных «Проводов зимы» пермякам стало жить лучше, это бы нас удивило. Человеку нужна крыша и хлеб, а уже потом зрелища.
Меж тем ввод жилья продолжает снижаться – за 9 месяцев в городе сдано всего 200,1 тыс. кв. м (-8,7%). Из-за высокого спроса на жилье цены на рынке недвижимости растут, ипотека для молодых семей по-прежнему остается делом неподъемным.
Рынок труда замер на средней зарплате 12-15 тыс. руб.: это обычная зарплата в сфере образования, здравоохранения, культуры, в розничной торговле, ЖКХ, на почте. Реальные денежные доходы населения за год увеличились всего на 0,5%. Конечно, с годовым доходом более миллиона рублей, как у Льва Гершанка, наверное, можно заниматься самореализацией, составляя для чиновников перечни целевых показателей.
Странно также связывать повышение рождаемости (цель) с образованием воспитателей детсадов (показатель), если, конечно, они не принимают в процессе непосредственного участия.
Наивно полагать, что с освещением улиц, проездов и набережных на них закипит жизнь. Развитие общественных пространств (цель) не ограничивается вкрученной вовремя лампочкой (показатель). В различных урбанистических концепциях, которые так любят в Перми, под общественными пространствами понимают место для отдыха, общения, работы творческих людей, зачастую и деловых переговоров.
Почему-то разработчики Перечня предлагают вписать в за-слугу чиновникам количество призовых мест, завоеванных спортсменами. Но, наверное, муниципалитет может оказывать влияние на спортивные достижения (хотя всегда доказывал обратное), а также на размер оплаты труда на предприятиях города, и на количество поездок в общественном транспорте одного жителя. Хотя хорошо это или плохо – увеличение объема перевозок общественным транспортом? Неужели пора всех пересаживать обратно на трамвай? И почему чиновники не начинают с себя? Если же задача – разгрузить центр города, то надо построить сквозные проезды, подземные парковки, пешеходные переходы… Это вполне задачи муниципалитета.
Так где же поросята?
Допустим, приняли депутаты Перечень. Встает вопрос о том, как получить своевременную и достоверную информацию. Часть информации перекроет своими отчетами Пермьстат, тем более статисты уже давно это делают, согласно Указу Президента РФ № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Но в президентском перечне всего 30 пунктов, а в нашем – 100! Как быть?
Проще надо быть, посчитали депутаты. Информацию будут предоставлять те, в отношении кого и разработаны критерии оценки: муниципальные департаменты, управления и комитеты.
Здесь вспоминается анекдот времен плановой экономики. Родилось на свиноферме два поросенка, председатель колхоза в отчете умножил на два, райисполком приписал еще двоих, в общем, пока Брежневу доложили, поросят оказалось уже дюжина. «Очень хорошо, – говорит Леонид Ильич, – двоих отправьте как помощь в соцстраны, ну а десять оставьте себе». Не получится ли, что в отчетах муниципальных департаментов появятся несуществующие «поросята»?
Показатели в избытке, а в бюджете – убытки
Что бы мы добавили в целевые показатели? Экономию бюджета. Экономия – это не значит отдать заказ подрядчику, предложившему цену на 2 рубля меньше, это значит сделать больше и лучше за те же деньги.
Кроме того, председатель КСП Мария БАТУЕВА настаивает, чтобы отдельной строкой был внесен объем задолженности по неналоговым сборам. Сегодня это дыра в бюджете города в 1,3 млрд руб. Столько за I полугодие чиновники не смогли собрать с аренды земельных участков, муниципальной недвижимости, наружной рекламы и т.д.
В КСП отмечают, что за по-следние три месяца ситуация с долгами практически не изменилась.
Вообще, избыточность целевых показателей, по которым предлагается оценивать работу муниципальных служащих, мешает этой оценке. Сам Гершанок признал, что увеличение перечня может привести к потере управляемости. В упомянутом Указе президента показатели охватывают все важнейшие сферы, но не все из них почему-то вошли в пермский список. Например, число смертей в возрасте до 65 лет, до 18 лет; доля амбулаторных учреждений, имеющих медицинское оборудование в соответствии с табелем оснащения; общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, – всего, в том числе введенная в действие за год; число жилых квартир в расчете на 1 тыс. чел. и т.д. А самое главное – удовлетворенность населения медицинской помощью (% от числа опрошенных), качеством дошкольного образования, общего образования и дополнительного образования детей, деятельностью органов местного самоуправления, в том числе их информационной открытостью.
А вот и крамола: вдруг депутаты оценят работу пермской мэрии на пятерочку, а президент – на троечку? Придется пересматривать показатели или говорить: «Владимир Владимирович, вы не правы – у нас 12 поросят»?
Кстати, на заседании комитета по бюджету депутат Михаил ЦЕЛИЩЕВ сделал замечание о целевых показателях социального характера: довольны ли работой администрации жители? Но, видимо, такой реальной оценки наши власти пока боятся.
комментарии
Мария БАТУЕВА, председатель КСП Перми:
– Неналоговые доходы (по аренде земли, имущества, от приватизации) находятся как раз в ведении администрации. Поэтому мы предложили включить этот пункт в целевые показатели. Как улучшить сборы неналоговых платежей? Во-первых, администрации надо провести ревизию всех договоров и обязательно за-ключить договоры с теми, кто фактически пользуется земельными участками. Кроме того, четко отслеживать и не пропускать сроки исковой давности. Я считаю, что должна быть организованность в работе администрации. А пока она списывает безнадежные недоимки. КСП постоянно обращает на это внимание.
Лев ГЕРШАНОК, начальник управления экспертизы и аналитики Пермской городской думы:
– Мы умышленно некоторые федеральные показатели не отразили, отразили только интересные нам. Мы посчитали, что, например, в этом сегменте у нас все более-менее нормально, и он не нуждается в контроле, поэтому в достижение целевых показателей его не ставили. Ряд показателей добавили самостоятельно – хотели создать инструмент, который отвечал бы нашим интересам.
Алексей БУРНАШОВ, депутат Заксо-брания Пермского края:
– Лучшим показателем эффективности работы исполнительной власти были и будут выборы этой самой власти. Оценка работы главы города – это его процент на выборах. Все остальное – просто цифры, которые, по сути, не играют никакой роли и нужны только для того, чтобы себя обманывать. Для примера возьмем краевой уровень. У Чиркунова и Ко показатели были отличные, по некоторым критериям федеральные СМИ нас все еще в пример ставят. Но уверен, если бы Олег Анатольевич пошел на выборы, хорошей оценки от населения он бы не получил.
Что касается так называемого перечня целевых показателей, то, на мой взгляд, он придуман лишь для того, чтобы в очередной раз пудрить людям мозги, а не заниматься делом.