Похоже, руководство региона решило подобраться к «ДК Христа» издалека… |
|
|
Пермские власти заново затевают игру в «свои» и «чужие» конфессии.
На минувшей неделе Межконфессиональный консультативный комитет подписывал очередное соглашение – «Об информационном взаимодействии и сотрудничестве». Эка невидаль! – за историю комитета чего только не порождалось пытливым умом его участников: конфессиональным ликбезом – занимались, «Код Да Винчи» – обсуждали, письма губернатору с требованием отобрать мечеть у ее общины и отдать организации г-на Мухаммедгали ХУЗИНА, члена МКК, – писали. Еще просили у властей денег на содержание «религиозных памятников культуры, истории и архитектуры», у «Уралсвязьинформа» – отменить для религиозных организаций региона телефонную «повременку», да и другими меркантильными темами не брезговали. Хотя порой кажется, что основное назначение МКК все же – содействовать безвестным сотрудникам пермских паркетных СМИ в получении гонораров за очередные статьи об его великих свершениях и декоративных соглашениях, выполнять которые у членов МКК нет ни сил, ни средств, ни специалистов.
Чаю попить
Впрочем, лучше, чем бывший пермский епископ ИРИНАРХ, о МКК и не скажешь: «Изначально этот комитет создавался в областной администрации как имиджевая организация, для галочки так называемого «уполномоченного по делам религий Прикамья»... Демонстрируя внешнее благополучие путем ежемесячных встреч на уровне регионального руководства религиозных объединений и организаций... в форме «чаепития» то у одних, то у других, вся так называемая «работа» сводилась к неформальным дружеским беседам о своих достижениях, не касавшимся решения насущных проблем религиозных объединений, на прикосновение к которым Уставом МКК наложено «табу».
Бумажки подписать
Теперь вот решили договориться с ГУВД по Пермскому краю о совместной «профилактике межэтнической, межрелигиозной напряженности в обществе, о противодействии экстремизму, безнравственности, фальсификации российской истории». Последнее радует особо: что, полиция в Перми уже победила криминальную гидру, и осталось только поклонников фоменковской «Новой хронологии» упечь на нары?
Особенность случая в том, что само соглашение прибыл подписывать не третьестепенный чиновник, как обычно, а сам начальник ГУВД Юрий ВАЛЯЕВ. И не только он – на место события прибыл руководитель администрации губернатора Григорий КУРАНОВ. Для подписания бумажки, реализоваться которой все равно не суждено, – слишком серьезная компания. А вот продемонстрировать возросший интерес краевых властей к религиозной сфере – вполне. Признаков этого интереса в последнее время появляется предостаточно.
В октябре, выступая перед депутатами Законодательного собрания, губернатор Виктор БАСАРГИН публично пообещал оперативно решить вопросы с переселением галереи и зоопарка, дать еще денег на восстановление Белогорского монастыря, вернуть городу бывший ДК им. Ленина и продолжать плодотворное взаимодействие «с остальными традиционными конфессиями».
Но уже то, как Басаргиным были сформулированы тезисы по религиозной проблематике, наталкивает на подозрения, что подготовлены они не им лично, а кое-кем, имеющим в этой области персональные интересы, причем настолько животрепещущие, что ни перспектива втянуть город в новые блудни по выселению евангелистов, ни обострение межрелигиозных конфликтов этого кого-то совсем не пугают.
Круги ада пройти
Во-первых, едва ли губернатор в курсе всех нюансов покупки весной 2005 года ДК ОАО «Мотовилихинские заводы» Пермским епархиальным управлением христиан веры евангельской. Сегодня уже мало кто помнит ее истинные причины, но именно краевые чиновники стали катализатором этой покупки, методично и в издевательской форме отказывая евангелистам в возможности построить здание для богослужений. Как рассказывал руководитель религиозной организации Эдуард ГРАБОВЕНКО, с просьбой о предоставлении участка под строительство он обращался более
10 раз, но лишь получал предложения строиться в районе Восточного обхода.
Покупка ДК стала тогда и для краевых, и для городских властей шоком. Чтобы помешать сделке, были организованы и «митинги протеста граждан», и собрания возмущенной общественности, и попытки оспорить покупку в суде... Бывший градоначальник даже приезжал на аудиенцию к топ-менеджеру «Мотовилихинских заводов» и топал на него ногами – не помогло, покупка состоялась, и доселе ненужный городу дворец стал законной собственностью религиозной организации, заплатившей за него «заводам» 50 млн руб.
За прошедшие 7 лет эти миллионы превратились в куда более значимую сумму. Эдуард Грабовенко в свое время не отрицал возможности продать ДК «за хорошую цену», если такие предложения поступят. Но найдутся ли в бюджете такие деньги на выкуп здания? А если не найдутся, то делом возвращения ДК займется воспылавшая вдруг нетерпимостью к безнравственности пермская полиция. Почин хорош, что и говорить, но краевым властям тогда следует распространить его и на используемый далеко не по назначению ДК строителей, печальная судьба которого не волнует ни полицию, ни духовенство.
Во-вторых, использование госчиновником такого ранга терминологии вроде «традиционные религии» само по себе скандально. Это штатные околорелигиозные пропагандисты могут позволить себе изобретать самые причудливые формулировки вроде «традиционных религий», «тоталитарных сект» – для лучшего продвижения своих идеек в массы. Государственные деятели такой привилегии лишены априори, поскольку поставлены печься о благополучии всех без исключения жителей края, а не тех, кто им по каким-то причинам милее других...
Отечественное законодательство не делит религии на традиционные и все прочие. В преамбуле ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» есть лишь упоминания особой роли православия в истории России и слова об уважении христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. А Конституция государства и вовсе запрещает пропаганду религиозного превосходства и прямо говорит, что религиозные объединения – равны.
Казалось бы, зачем «органам» какие-то дополнительные соглашения для того, чтобы выполнять свои обязанности и исполнять закон? Есть нарушение – хватайте супостата, тащите его на правеж, невзирая на каноны и праведность его вероучения. А попытки организовать режим наибольшего благоприятствования «традиционным религиям», при многозначительном молчании в адрес остальных, в нашей, пермской, реальности очень быстро приведет к тому, что правоохранительные органы начнут с поводом или без повода кошмарить «нетрадиционных».
Упомянутое же выше соглашение «об информационном сотрудничестве...» просто придаст видимость легитимности банальному «постукиванию» на своих конкурентов в религиозном поле. Станет ли от этого жизнь в Пермском крае здоровее и оптимистичнее – вопрос сугубо риторический.