Работы Алексея Залазаева своеобразны и всегда опережают время |
|
|
20 лет назад Алексей ЗАЛАЗАЕВ защитил дипломную работу в классе монументальной скульптуры Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии.
Так видит!
Защите сопутствовал скандал. Такого члены государственной экзаменационной комиссии еще не видели, – заявляли рецензенты. Цитирую по сохранившемуся видео: «открытие нового способа искусства», «новое мировоззрение», «раньше бы не допустили до защиты». Поэтому учителю Залазаева – Павлу Антоновичу Якимовичу пришлось уверять присутствующих, что Залазаев в совершенстве владеет и реалистическим стилем. Просто он так видит мир.
Работа меж тем была вполне утилитарной – она представляла собой проект оформления выборг-ского пруда. Деревянные мостки, повторяющие контуры ковша Большой Медведицы, своими углами поддерживали деревянных идолов, воплощающих пермский звериный стиль. Каждая конструкция собрана более чем из 100 модулей, при этом обладает невероятной пластичностью и создает ощущение непостижимости.
Мэтры монументального искусства всерьез опасались формирования «моды» на этот стиль… даже предлагали скорректировать программу обучения в училище на основе новой пластики. В результате выдвинули работу на соискание Золотой медали Академии художеств.
От классики к бионике…
Пруд в Выборге так и остался стоять голым – без метафизики от Залазаева…
А Алексей продвинулся дальше и изобрел новые способы постижения мира. Не остался в Петербурге, потому что аура классического искусства довлеет над художником, там живущим.
Трудно преодолеть пресс великолепного прошлого, когда живешь в его окружении. Потому насыщать можно то, практически пустое место, которым в смысле пластики можно считать Пермь. Здесь – в древней традиции и в мощной энергетике индустриализма он черпает свое вдохновение. Теперь – в металле, никелевом сплаве.
Свои новые работы он окрестил бионическими конструкциями. И опять опередил всех на десятилетия. Это показала выставка в Санкт-Петербурге, посвященная 20-летию выпуска Академии. Работы Залазаева, выставленные по диагонали, пронзили экспозицию насквозь.
…и божественному
«Божий промысел еще никто не отменял», – иронизирует Залазаев, когда спрашивают его мнение по поводу так называемого «современного искусства». Считает его китчем, декоративностью, пеной, занявшей место настоящего во время вынужденной паузы, взятой коллегами по цеху. Сдуем пену, как с пива, – и поедем дальше, уверен он.
Еще советует отличать искусство от творчества. В креативности нет ничего плохого. Просто это другое: развлечение, психотерапия, самодеятельность, политика и т.п.
Космос Залазаева: метареализм, многозначность и переосмыcление.
Свои работы он выстреливает в будущее (оно же и прошлое). Тягается с великими. Готов назвать 3-5 фамилий своих современников, которые на подходе к новому развитию архетипического искусства. И слушает внутренний космос.