№48 (598) 1 декабря 2012 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№48 (598) 1 декабря 2012 года | бюджет
Андрей Дербенев

У майя было точнее

Смотрите-ка, воспитателям детсадов обещают в следующем году зарплату в 21 800 руб.! А уж какая радость ждет всех бюджетников в 2018 году – 32 333 руб.! Вот только интересная задачка: высчитать, сколько в 2018-м будет стоить «коммуналка» и хлеб…
Смотрите-ка, воспитателям детсадов обещают в следующем году зарплату в 21 800 руб.! А уж какая радость ждет всех бюджетников в 2018 году – 32 333 руб.! Вот только интересная задачка: высчитать, сколько в 2018-м будет стоить «коммуналка» и хлеб…

…или Как губернатору перестать хитрить. На кону – зарплаты бюджетников и исполнение поручения президента РФ.

Наше правительство вздохнуло бы с облегчением, если бы прогнозы майя о конце света вдруг оправдались. Тогда не надо было бы искать средства, чтобы повысить зарплату вечно ноющим бюджетникам… И час икс, когда средства краевого бюджета придется отдавать учителям и врачам, а на себя любимых да дорогостоящие проекты сокращать – никогда не настанет.


Бедненькие...

Послушаешь депутатов, так денег нет, налогов собираем мало, да и вообще, самим не хватает на ремонт зала пленарных заседаний. Ну, как нет, а 2 млрд руб. налога на прибыль, неучтенных только из-за неточного прогнозирования? А 38 млрд руб., потерянных из-за льготы? А переизбыток зарезервированных средств на целевые программы? Об этом же в анализе контрольно-счетной палаты (КСП) написано открытым текстом. И об этом мы уже говорили в предыдущем номере «ПО».

В ответ – хлопанье ресницами. Понимаем, что бюджет края занимает 500 страниц убористого текста с множеством цифр и таблиц, но ведь и вас, депутатов, не на конкурсе красоты выбирали! Вы же – представители налогоплательщика, и вам не должно быть безразлично, как потратят деньги ваших избирателей!

Собственно, почему мы об этом снова заговорили? На минувшей неделе в Перми прошли депутатские слушания по вопросу «Возможности и способы повышения заработной платы работникам краевых и муниципальных бюджетных учреждений до 2018 года». Напомним, указ президента РФ № 597 предписывает субъектам РФ изыскать средства для приведения средней заработной платы бюджетников к средней зарплате по региону в различных отраслях до 2018 года. Вопрос, как обычно, не в экономике, а большой политике. Ранее заподозренный президентом в хитрости (манипуляциях с цифрами) губернатор Пермского края Виктор БАСАРГИН – тому подтверждение. Наверное, поэтому цифры и вызывали наиболее бурное обсуждение.

Правительство Пермского края в лице министра финансов Ольги АНТИПИНОЙ попыталось заверить депутатов в том, что необходимые на повышение средства в бюджете имеются: на 2013 год в полном объеме, на 2014 и 2015-й – условно утвержденные расходы. Последующие годы для министерства финансов, по объективным причинам, за границами планирования.


Где деньги, брат?

В свою очередь, депутат Дмитрий СКРИВАНОВ пророчил бюджетный коллапс в 2018 году, поскольку в этот год резко повышаются зарплаты в некоторых отраслях, таких как допобразование спортивной направленности (с 18 392 руб. в 2017-м до 32 333 руб. в 2018-м), в муниципальных учреждениях культуры (с 12 141 до 32 333 руб. соответственно). Немногим ранее, в 2015-м, почти двукратное повышение планируется у среднего медперсонала и социальных работников. А зарплаты врачей высшей квалификации должны вырасти до 200% от средней зарплаты по региону. По подсчетам депутата, к 2018 году зарплатный бюджет будет составлять 51 млрд руб. (сейчас весь бюджет края 93 млрд руб). «Насколько нам по силам? Где возьмем деньги?» – бросал в притихший зал депутат Скриванов почти риторические вопросы.

«Кецалькоатль» какой-то!

Математика заинтересовала и депутата Дарью ЭЙСФЕЛЬД. Достаточно сложно понять, каким волшебным образом уже повышенный оклад воспитателя детсада в размере 4611 руб. (на уровне МРОТ) превратится в 2013 году в 21 822 руб., если в планах правительства повышать соотношение базовой части к стимулирующей как 80:20. Получается, что 4611 руб. – это 80% базовой части, а остальные 17 211 руб. – 20% стимулирующей (впрочем, прозвучал почти незамеченный намек на внебюджетные источники, т.е. в детсадах будут еще больше настаивать на оплате дополнительных услуг). О таких парадоксах может знать только минфин.

А у минфина все подсчитано, заверила «ПО» председатель комитета по бюджету Елена ЗЫРЯНОВА. Нельзя, мол, применять прямое вычисление, это грубая ошибка, и если сесть с минфином и калькулятором, можно прийти к единым цифрам.

На защиту от проедания бюджета встал депутат Алексей БУРНАШОВ. Он предложил схему, при которой повышение зарплаты не может быть выше индекса регионального ВВП (заметим, индекс регионального ВВП ниже индекса инфляции). Остальные средства необходимо просить у федералов. Вот федералы-то обрадуются!

Посовещавшись до обеда, представительная власть поручила исполнительной разработать «ряд комплексных мер по обеспечению источников финансирования для реализации указа президента РФ № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики» и обеспечение поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора». Как-то так. У майя было точнее.

комментарии

Ирина СТАНОВКИНА, председатель Пермского краевого профсоюза работников культуры:

– Почему изменения в действующую систему оплаты труда не согласованы с профсоюзами? Мы в рабочую группу не включены, какие будут изменения и дополнения, мы не в курсе. Работники наши тоже не в курсе. О согласовании говорит ст. 135 Трудового кодекса.

Меня удивили цифры, которые представлены в документах. Средняя зарплата работников культуры, оказывается, 21 359 руб. В это верится с трудом, если средняя зарплата в галерее 9000 руб. Откуда эти цифры взялись, непонятно. Не побоюсь сказать – это вранье.

По поводу повышения зарплаты на следующий год я уже говорила, что повышение фонда оплаты труда с 1 января на 7,8% – это не повышение, а индексация зарплаты на уровень инфляции. Индекс прогнозируемой инфляции в проекте бюджета на следующий год как раз 7,8%. О каком повышении зарплаты работникам культуры мы ведем речь? Далее: написано, что с 1 июля работников казенных учреждений ждет повышение зарплаты еще на 5,8%. На сегодняшний день казенных учреждений культуры в Пермском крае нет. Поэтому это повышение работников культуры не коснется.


Елена ЗЫРЯНОВА, председатель комитета по бюджету Законодательного собрания Пермского края:

– Иногда кажется, что статистические данные, на которых базируются все расчеты, не соответствуют действительности. Такое недоверие прозвучало во время выступлений. С математикой иногда бывают проблемы, когда люди не сопоставляют уровень и сроки роста заработной платы. Рост не всегда бывает с 1 января, он бывает и с середины года. Если сесть с калькулятором и графиками, однозначно можно прийти к единому мнению. На слух эти цифры воспринимаются плохо, прямой счет иногда не бьет. Это технический момент, который связан с тем, что разные вводные. У минфина очень точные расчеты, я в эти цифры верю.


Алексей БУРНАШОВ, депутат Законодательного собрания Пермского края:

– На сегодняшний день отсутствует адекватная нормативная база для реализации указа президента РФ от 7 мая 2012 года. Необходимо реформирование как федерального, так и регионального законодательства об оплате труда работников бюджетной сферы. Это мы обсуждали с профсоюзами, они разделяют мою точку зрения. Что мы сегодня имеем? Средняя зарплата бюджетников отстает от средней зарплаты по региону в целом. При этом средства бюджета ограничены. Если фонд заработной платы будет расти быстрее, чем доходы бюджета, то мы придем к дефициту бюджета, и нам придется урезать некоторые социальные расходы, это будет так называемое проедание бюджета.

Вопрос пропорционален двум составляющим: инфляции и индексу роста регионального ВВП, который отражает производительность труда. Считаем необходимым ввести строго обоснованный рост оплаты труда – индексация установленных окладов ставок работников бюджетной сферы в связи с ростом цен.

Размер компенсации по заработной плате не должен превышать роста доходов бюджета, вызванный ростом цен на товары и услуги, а единовременное повышение оплаты труда не должно превышать роста индекса регионального ВВП. Если придерживаться этих принципов, то исключается проедание бюджета. Если же задача повышения зарплаты в некоторых отраслях не укладывается в данную схему, то необходимо привлечение федерального финансирования.

Просмотров: 1053


Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Добавить сообщение:
Имя:
Скопируйте цифры в поле код
E-mail:
Текст:
Код:
Главная
репортаж
комментарии НЕДЕЛИ
Безопасность
бюджет
противостояние
дорстрой
самоуправство
Мошенничество
Проблема
колонка редакции
наш герой

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

карта сайта