№26 (627) 29 июня 2013 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№26 (627) 29 июня 2013 года | туризм
Евгения АХМЕДОВА

В своей воде

Средний возраст теплоходов – 50 лет. Купить новый корабль судовладельцам не под силу. Решить проблему могла бы программа строительства новых кораблей
Средний возраст теплоходов – 50 лет. Купить новый корабль судовладельцам не под силу. Решить проблему могла бы программа строительства новых кораблей

Речной туризм в Прикамье имеет хорошие перспективы развития, но ему необходима поддержка краевого правительства и компетентные специалисты во власти. А пока он – один на один со своими проблемами.

Полным ходом идет период навигации (начинается с апреля-мая и заканчивается в октябре-ноябре). Специалисты краевого управления Роспотребнадзора продолжают выдачу судовых санитарных свидетельств на право плавания судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания в навигацию 2013 года. На

20 июня ведомство обследовало на соответствие санитарным нормам 144 судна, все они получили санитарные свидетельства, в том числе 14 туристических теплоходов.


Уж заждались…

Теплоходы возят туристов в речные круизы, но судовладельцы и туроператоры «варятся в своем соку», а краевые власти, которые должны разработать программу развития туризма, – в своем. Туризм в нашем регионе развивается хаотично, никакой господдержки профильные компании не получают.

Программы развития туризма в Пермском крае на 2014-2018 годы всё нет и нет. И.о. министра культуры региона Игорь ГЛАДНЕВ отмечал, что до июля документ представят в Законодательном собрании. (Предыдущая программа развития туризма действовала с 2008 по 2012 год. Ее разработчики не уделили никакого внимания речному туризму, всё проводили какие-то тематические олимпиады, писали научно-исследовательские работы…)

Пока региональный туризм будет находиться в ведении непрофильных министерств (минкульт, минторг), реального развития этой отрасли от правительства ждать не стоит. По словам Леонида МАРКИНА, судовладельца, основателя теплоходной компании «ВолгаWolga», надо создать либо профильное министерство, либо пригласить в минкульт действительно компетентного специалиста с большим опытом работы в туризме и широкими полномочиями.


Край речной

Водные пути Пермского края (судоходные реки Кама, Вишера, Сылва, Чусовая) имеют протяженность порядка 2200 км. Кама – важное звено единой глубоководной системы европейской части России.

В этом году 100 лет исполняется Пермскому речному училищу, сейчас оно является филиалом Волжской академии водного транспорта, в котором получают среднее и высшее образование.

В круизы из Пермского края отправляются 8 трехпалубных теплоходов вместимостью 230 чел.: «Федор Гладков», «Н.В. Гоголь», «Козьма Минин», «Михаил Кутузов», «Павел Бажов», «Родная Русь», «Александр Фадеев», «Русь Великая». Как подчеркивают эксперты, заполняемость судов – 70-100% в зависимости от сезона, но достигается она скидками для клиентов.

За сезон 1 судно совершает около 14 рейсов. Например, тур-агентство «Спутник» перевезло в минувшем году на двух судах около 6,5 тыс. чел., «Экспресс-тур» – порядка 3,7 тыс. чел., «Кам-тур» продало более 1,5 тыс. путевок на пермские теплоходы.

По словам Сергея ЕЛЬКИНА, директора турагентства «Кам-тур», туристы из соседних областей (Свердловской, Челябинской, Тюменской) составляют порядка 70% пассажиров пермских теплоходов. Наиболее популярные рейсы – в Чайковский, Казань, Самару, Нижний Новгород, Ярославль, Волгоград, Астрахань и Санкт-Петербург. В этих городах много достопримечательностей, чем и объясняется интерес к ним. Продолжительность круиза – от 2 (Чайковский) до 20 дней (Санкт-Петербург). Стоимость места в каютах разных классов на 2-недельное путешествие – от 17 до 65 тыс. руб. В стоимость путевки входит проживание, трехразовое питание, развлекательная и экскурсионная программы, страховка туриста на борту теплохода. Турагентства, продающие путевки, получают комиссию от оператора 10-15%.

Леонид Маркин отмечает, что если «местный» туризм хоть как-то развивают (Чердынь, Хохловка и др.), то на речной краевые власти внимания не обращают.

Сейчас все пермские пассажирские суда принадлежат частным компаниям – ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» (КРП), теплоходная компания «ВолгаWolga», ООО «Экспресс-тур». Суда КРП арендуют пермские туроператоры «Охотник», «Кубань», «Кама-Трэвел» и «Спутник». Арендаторы находятся в договорных отношениях с судовладельцем – не заплатил аренду, теплоход не вышел в навигацию.

комментарий

Леонид МАРКИН, судовладелец, основатель теплоходной компании «ВолгаWolga»:


– Речной туризм интересен только туристам и пока самому бизнесу, который им занимается, господдержки нет. С приходом новой краевой власти интерес к отрасли не увеличился.


Купить новый корабль судовладельцам не под силу. Раньше все наши теплоходы строили в ГДР, теперь там нет верфи. Хорошо, если бы федеральные власти реализовали программу строительства новых кораблей: возобновили судостроительство, поставили на поток производство второй серии теплоходов… Старое судно можно сдавать в зачет нового с доплатой, с предоставлением льготного кредита.


Правильно было бы поддержать пермских туроператоров – налоги здесь платим, места рабочие создаем. Можно разыгрывать какие-нибудь гранты, ввести льготы на топливо и прочее.


Не стало речного вокзала. Туристам в ожидании регистрации на рейс даже негде остановиться, перекусить, нет общественного туалета – никаких удобств! Между тем, речной вокзал – это ворота в город, имиджевая составляющая Перми.


«Если человеку понравилось, он вернется»

По словам Леонида Маркина, в туризме важна возвратность. Если человеку понравилось в каком-то путешествии, вероятно, он поедет туда еще раз. Так, в «ВолгаWolga» добились возвратности туристов до 48%.

Высокая возвратность зависит от безопасности плавания, хорошего питания, интересных экскурсий, авторской, не устаревшей развлекательной программы, которая охватывает все возрастные категории.

Речной флот не пополняется новыми кораблями, средний возраст судов – 50 лет. Однако, по мнению экспертов, это не критическая цифра. Суда ежегодно ремонтируются, модернизируются, постепенно от прежней «начинки» и оборудования остается только внешний вид.

Леонид Маркин: «Наш главный приоритет – безопасность плавания. Мы вкладываем в суда большие деньги – во время ежегодной подготовки судна к навигации, получения квалификационного свидетельства (каждые 5 лет). Если во время подготовки к навигации в суда вкладывается 2,5-4 млн руб., то в этом году мы вложили в свой порядка 12 млн руб.».

Цена путевки зависит от стоимости топлива, зимнего содержания судна, портовых сборов, проходки бассейнов рек. Тонна топлива стоит 28 тыс. руб., а в день судно потребляет около 4 тонн. Например, «ВолгаWolga» не берет с туристов топливные сборы в случае резкого повышения цены на топливо. Леонид Маркин делает вывод: если учесть все вложения в суда, то речные круи-зы – не тот бизнес, где можно легко получить большую прибыль. Есть средства на поддержание судна в рабочем состоянии, но не на дальнейшее развитие.

Пермский флот испытывает и кадровые проблемы. Так, на теплоходах командующий состав давно сложился, но во время весеннего набора персонала есть трудности с матросами, мотористами и другими младшими сотрудниками. На полгода уходить в плавание – проблематично, когда дома ждет семья, да и на берегу некоторые видят больше возможностей для самореализации.


Под парусом

Пермяки могут также отправиться на экскурсию на яхте или небольшом двухпалубном теплоходе. Этот вид речного туризма не так широко развит, как круизы на трехпалубниках. Во-первых, из-за стоимости прогулок, во-вторых, владельцы яхт и двухпалубных судов чаще приобретают их в качестве личного транспорта, а не для получения прибыли.

В Прикамье на двухпалубных теплоходах или парусных яхтах можно устроить любительские гонки, тематические игры, отправиться на прогулку по историческим местам или в труднодоступные для автомобилей прибрежные леса – для отдыха на природе или сбора грибов. Продолжительность таких прогулок – от

2 часов до нескольких дней.

Елена СИМОНОВА, руководитель турагентства «Одиссей»: «Нашими услугами пользуются и иностранцы. В этом сезоне приезжал француз с переводчиком, индусы ездили к мысу Стрелка… Мы возим на экскурсии небольшими группами по 5-10 человек плюс экипаж, ходим по Каме, Камскому водохранилищу. Самые распространенные маршруты в 80% случаев – это прокатиться на яхте, пристать к берегу, сделать шашлык и искупаться».

Проблема износа коснулась и маломерных судов, средний возраст пермских двухпалубников и яхт – в диапазоне 10-50 лет. В Прикамье их пригоняют из Турции и других стран Европы. Владельцам нового маломерного водного транспорта приходится платить такое количество таможенных сборов, что водный туризм становится дорогим удовольствием (всё это сказывается и на цене услуг туристам).

С каждым годом количество речного транспорта в Перми уменьшается, суда списывают, продают в другой регион. На сегодня в северной части Камы не осталось ни одного теплохода пассажировместимостью 50-100 чел., только суда, рассчитанные максимум на 35 чел. Учитывая, что в этой сфере нет конкуренции, цены на аренду имеющихся судов возросли. Арендовать теплоход стоит от 5 до 45 тыс. руб. в час. Однако в Перми есть яхты-самострои, их по чертежам возводят народные умельцы.

Участники рынка речного туризма сомневаются, что краевые власти «встанут под парус» – начнут развивать отрасль. Некоторые даже опасаются – лишь бы не помешали заниматься бизнесу своим делом. Однако необходимость господдержки очевидна. Круизы, экскурсии по реке – важнейший сегмент туристического рынка.

Новая региональная власть обратила внимание на лесную и строительную промышленность… Пора, наконец, вплотную заняться и развитием туризма.


Экскурсии на маломерных судах – удовольствие не из дешевых, да и владельцы яхт в большинстве своем приобретали их не для бизнеса. Поэтому круизы на трехпалубниках более востребованы

 

 

Просмотров: 2430


Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Добавлено: 01.07.13 | Автор: 
2, 3 июля в 18.00 в Центре \"Новый Образ\" по ул. Пермская (Кирова), 31 состоятся встречи с монахом и ученым Шрипад Бхактиведантой Шуддхадвайти Махараджем. Вход свободный!
Добавлено: 01.07.13 | Автор: 
Ведический Праздник Бога Купалы, не связанный с Иоанном Крестителем и чёрным шаманизмом, состоится 10 июля 2013 года в 18.00. Сбор: Конечная остановка автобуса маршрута № 5 «НПО «Биомед». Вход свободный!
Добавлено: 02.07.13 | Автор: 
50 лет речным судам!!! Я на такое судно билет не куплю.Вы представляете сварным швам и клепкам, которые удерживают весь корпус судна 50 лет! Это металлолом!!!
Добавить сообщение:
Имя:
Скопируйте цифры в поле код
E-mail:
Текст:
Код:
Главная
Репортаж
комментарии недели
проблема
жилкомхоз
откровенный разговор
туризм
финансы
технологии
анонс
Мероприятия
колонка редакции
аватар

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

карта сайта