Куклы способны создать новую волшебную реальность, нужно только суметь разглядеть их живую суть |
|
|
Мы решили ненадолго отвлечься от суровых будней и окунуться с головой в детство. В гостях у редакции – необычный дуэт с большой сумкой наперевес, в которой притаились… куклы.
Многоликий кукольный
Вы знаете, где в Перми живут куклы? Не те, что в глянцевых коробках с ярлыками, а куклы, оживающие в руках? Конечно, первым на ум приходит старейший театр города – Пермский кукольный. Это по-настоящему волшебное место, где с тактом и уважением относятся к классике, где профессиональный уровень мастеров позволяет создавать сильные и яркие образы, а его художественный руководитель Игорь ТЕРНАВСКИЙ слывет главным сказочником Перми.
Другим не менее известным местом является театр кукол «Туки-Луки». Он был создан в 2006 году заслуженным артистом России режиссером Сергеем Кудимовым на основе первого экспериментального курса актеров-кукольников при Перм-ском институте искусства и культуры. С тех пор этот душевный, очень атмосферный и уютный театр, имеющий постоянную прописку на малой сцене ДК им. Гагарина, завоевал немало поклонников.
Но театр многолик, и кукольный – не исключение. Учитель английского языка Ольга КОНДРАШОВА (на фото справа) вместе со своей коллегой возродила забытый в наши дни жанр – театр на столе. Так три года назад в Перми появился театр «Играем вместе».
Театр на столе берет начало в традиции домашних постановок, когда в кругу семьи из любых подручных материалов и воссоздавались всем известные сказочные истории, и придумывались новые.
Ольга Кондрашова, руководитель театра на столе «Играем вместе»: В нашем репертуаре – авторские сказки, однако при их создании я опиралась на те, что читала и смотрела в детстве. Часть сюжетов создана по мотивам русских волшебных сказок. Но если честно – сюжеты навевают сами куклы и игрушки. В какой-то момент набирается определенное количество персонажей, я их буквально выставляю в ряд и начинаю думать, какой бы сюжет мог между ними разыграться.
Сейчас мне бы очень хотелось показывать сказки на английском. Пока мы к этому только подступили – одна сказка готова. Но нам не хватает людей в коллективе для продвижения этой идеи. Команда – она, как известно, помогает расширять поле деятельности.
Материал имеет значение
Кукольный мир богат и разнообразен. В старину куклы делали из платка или кусочка ситца – так называемые веппские куклы и мартинички. Известны также народные куклы «крупенички» – перехваченные, перевязанные в нескольких местах и набитые зерном или крупой. Многим сейчас знакомы пальчиковые и перчаточные куклы – бибабо. А пластичные изящные марионетки, которые завораживают своим движением?!.
– Как вы отбираете кукол для своих спектаклей?
– Мне нравится ходить по маленьким магазинчикам: в них можно иногда найти интереснейшие экземпляры. Мы не ограничиваемся чем-то конкретным: самодельными игрушками или керамическими. Просто ищем интересные, оригинальные персонажи.
Предпочтение, конечно, отдаем куколкам из природного материала. Фабричную игрушку дети воспринимают буквально. Когда же показываешь игрушку, сделанную вручную, у них сразу включается механизм воображения. Показываешь и спрашиваешь: что ты видишь в этой кукле? Ответы получаем самые разные – и это замечательно! И мы не можем сказать, что такой ответ правильный, а такой – нет, потому что у каждого свое воображение, каждый видит под своим углом зрения.
Вообще, наш театр начинался именно с игрушек. Идешь, бывало, по лесу, собираешь грибы. Смотришь – коряга лежит! Ну до того похожа на какой-то персонаж или образ, что нельзя не взять в руки. Я так несколько насобирала, обработала их, раскрасила. Получилась целая серия необычных игрушек. Осталось только написать сказку и показать кому-то. Получилось, что сами игрушки навеяли сюжет.
Реабилитируем Бабу-Ягу
– В ваших сказках очень часто появляется Баба-Яга, и, как ни странно, она всегда добрая…
– Я очень люблю этот персонаж, который оклеветан в современном мире. Изначально в культуре это был положительный, добрый образ, таким она и является по своей сути. Есть множество источников, которые говорят об этом.
Баба-Яга – не колдунья, а ведунья. Она помогает людям. Возьмите любую сказку: никогда Баба-Яга не сожгла ни одного мальчика-девочку. Она лишь сажает их на лопату и в печь в качестве воспитательного приема для капризных детей.
Если обратиться к ведическим сказаниям, там есть изумительная история про такое сажание на лопату. Баба-Яга спасала детей, которые оставались без родителей, голодали. Подбирала их и уносила-увозила в потаенные места. А это потаенное место охраняла гора, из которой выдвигалась лопата. У нее было две части: на одну часть Баба-Яга складывала горящий хворост, на другую усаживала детей. И лопата задвигалась обратно в гору. Кто смотрел со стороны, думал: да, Баба-Яга сжигает детей, может быть, потом съедает. А на самом деле дети выходили с другой стороны, где уже занимались их воспитанием. А хворост поджигали, чтобы утеплить это место... Удивительное сказание! Как после такого можно считать Бабу-Ягу вредоносной?!
У нас есть сказка, когда Баба-Яга занимается уборкой леса, потому что жить там невозможно – очень грязно, хламно. Именно поэтому она и не живет в лесу, а улетает далеко...
Во время спектакля мы обязательно привлекаем детишек: давайте поможем Бабе-Яге прибрать территорию. А потом обращаем внимание, как стало чисто и красиво. Опять же – воспитательный момент.
Чуткий зритель
– Вы проводите благотворительные спектакли для воспитанников детских домов…
– Да, именно в детском доме я впервые поставила сказку, так сказать – опробовала эту воспитательную методику. Там удивительные зрители – благодарнейшие. Их усаживали по две группы, человек по двадцать – и ни один не шелохнулся, смотрели сказку затаив дыхание.
Перед Новым годом мы организовали акцию. Собрали мягкие игрушки у других мамочек, и с мешком подарков и сказкой пришли в детский дом. Дети, хотя они сейчас и не обделены подарками со стороны государства, были очень рады.
– И все-таки, для чего вы
создали этот театр? Поиграть в куклы?
– Мы не заигрались в куклы, как можно подумать. У нас другая задача. Мы играем, чтобы донести до ребенка ценности, о которых люди, к сожалению, забывают. Мы воспитываем в маленьких детках внимательное, заботливое, отзывчивое отношение к миру, природе, людям вокруг. Родителям в наш быстрый век некогда порой объяснять те или иные вещи. Поэтому наши сказки, я надеюсь, каким-то образом это восполняют.
совет «ПО»
На дворе лето, и есть время подготовить ваших деток к следующему театральному сезону. На помощь придут домашние спектакли, которые сделают вашего ребенка чутким зрителем, выработают усидчивость и внимание. Но главное – помогут воспитать творческую личность. Как советует психолог Юлия СТРУГАЛИНА, когда ваш малыш привыкнет к постановкам как пассивный зритель, начинайте привлекать его к спектаклям в качестве режиссера и актера – это прекрасно развивает творческое мышление.
Вот увидите, вам понравится! – самим делать кукол, самим придумывать сюжеты, выступать, выбирать роли и проживать их – всё по-настоящему, всё через кукол. Целый мир будет в ваших руках!