№3 (154) 2 февраля 2004 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№154 (3) 2 февраля 2004 года | Первая полоса
Петр Кравченко

Двигатели прежде времени

Согласно новому правительственному подходу, пермское авиационное двигателестроение способно развиваться самостоятельно.

Развитие российского авиапромышленного комплекса отныне будет происходить на основании кардинально обновленного государственного подхода. Определявшая политику правительства концепция, разработка которой – заслуга экс-министра промышленности и науки Ильи КЛЕБАНОВА, вслед за своим идейным вдохновителем покинула лидирующие позиции в правительственном курсе. Так или иначе, до настоящего момента развитие отечественного авиапрома осуществлялось именно на основе этой программы реструктуризации, одобренной в 2001 году и предполагавшей к 2005 году создать в стране два вертикально интегрированных холдинга с контрольными пакетами в руках государства.

Между тем, в ходе своего рабочего визита в Уфу вице-премьер Борис АЛЕШИН заявил, что отныне идейным основанием развития отрасли станет концепция, принципиально отличающаяся от прежней. Утверждения новой концепции, по словам Бориса Алешина, следует ждать в феврале–марте этого года.

Согласно новому программному документу, решающему судьбу авиапрома, основная проблема отрасли заключается в отсутствии четкого ранжира приоритетов для расходования средств. Это, в свою очередь, неизбежно приводит к распылению уже имеющихся средств и явно не способствует активному привлечению необходимого объема инвестиций. Государство же, вопреки концепции Минпромнауки, стать основным инвестором не в силах. Частные инвесторы также не готовы вкладывать деньги в мало понятные государственные структуры. История создания пермского центра двигателестроения свидетельствует, что привлекательность авиастроения для частных инвесторов обратно пропорциональна роли государства в управлении холдингом.

Частные капиталы

Согласно расчетам специалистов, общий объем капиталовложений в авиастроение за период до 2010 г. должен составить порядка 5,2 млрд долларов. При этом собственные прибыли авиапрома составят лишь немногим более половины суммы. Остальные средства предполагается привлечь в виде государственных и частных инвестиций (более 2 млрд долларов).

От прежнего подхода в концепции осталась ориентация на вертикально интегрированную структуру. Однако отныне правительство планирует создать единую (количественно и качественно) корпорацию – объединенную авиастроительную компанию (ОАК), в рамках которой будет осуществляться все развитие отрасли – от разработок до продвижения продукции на международных рынках. Присутствие государства в ОАК предполагается осуществить в виде блокирующего пакета. Соответственно, владельцами основных активов реструктуризованного российского авиапрома станут именно частные компании. "Общее понимание в необходимости создания единого холдинга есть и у государства, и у бизнеса. В руках частного капитала сосредоточено большое количество активов, которые должны быть привлечены к этому процессу", – отметил Борис Алешин.

Двигатели сами

Согласно замыслам разработчиков концепции, в структуру ОАК войдут три подразделения, отвечающие за основные направления развития отечественного авиапрома, – военная и гражданская авиация, производство узлов и компонентов. Первой вехой станет создание управляющей компании. Объединение активов требует, по мнению вице-премьера, более детальной проработки и потому произойдет значительно позднее: не решен вопрос о характере участия отдельных структур.

Между тем, в ближайшие два года (именно за это время правительство намерено создать ОАК) общая реструктуризация, по-видимому, коснется лишь предприятий, действующих на мировых рынках в жестких условиях. Под таковыми подразумеваются компании, производящие "конечный продукт", – воздушные судна.

Двигателестроение, как, очевидно, полагают правительственные специалисты, на сегодня обладает достаточным потенциалом для самостоятельного развития. "Мы придерживаемся такой идеологии, что у поставщика готовой продукции, то есть самолетов, должна быть единая компания, поскольку на мировых рынках существует очень жестокая конкуренция. А двигателестроение какое-то время может конкурировать. Поэтому нам важно определить их возможности, посмотреть, какое место они занимают на рынке и, соответственно, оценить их перспективы. Принимать быстрое решение об объединении этих компаний в одну мы пока не предполагаем", – отметил Борис Алешин в ходе визита в Уфу.

Неизбежно возникающий в этой связи вопрос о судьбе ЗАО "Управляющая компания "Пермский моторостроительный комплекс" (УК "ПМК"), таким образом, временно остается без ответа. И в руководстве УК "ПМК", и в администрации Пермской области предпочитают не распространяться на эту тему, ограничиваясь формулировкой "сейчас что-либо говорить преждевременно". Как пояснил корреспонденту "ПО" представитель одного из крупных акционеров УК "ПМК", "о взаимном влиянии, формах взаимодействия между ОАК и ПЦД (пермского центра двигателестроения – прим. авт.) говорить рано – создание ОАК еще только планируется. Это станет ясно через несколько месяцев, после окончательной проработки всех деталей проекта". Впрочем, процесс упорядочения собственности, в том числе государственной, по мнению собеседника "ПО", стоит оценивать положительно. В то же время оговаривается, что ограничение государства блокирующим пакетом не является залогом привлекательности отрасли для инвестиций. Отмечается, что "масштабы инвестиций будут зависеть от прозрачности и перспективности".

Логично предположить, что, согласно концепции объединенной авиастроительной компании, УК "ПМК" не станет предметом баталий частных собственников и государства, которое, лишив центр статуса федерального, ограничилось блокирующим пакетом акций. С другой стороны, пермские двигателестроители имели возможность убедиться в том, что вхождение в холдинг не всегда приветствуется акционерами отдельных предприятий (действия ЗАО "Технологии моторов" – тому подтверждение). Соответственно, решающим фактором станет именно характер участия предприятий в новой национальной авиастроительной корпорации.
Первая полоса
Колонка редактора
Точка зрения
Отзыв мэра
ЖКХ
Конъюнктура
Власть
Конфликт
Обзор рынка
Фондовый рынок
Корпорация
Партии
Культура
Спорт
После работы
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

   Rambler's Top100