№10 (161) 22 марта 2004 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№3 (154) 2 февраля 2004 года | Власть
Игорь Шалимов

От ласточек – к системе

"От успеха референдума зависели сроки административной реформы России".

– Николай Арсеньевич, после громкой подготовительной работы, которая предшествовала референдуму по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, и самого референдума сейчас на этом фронте тишина. Какие процессы происходят сегодня?

– Пока все идет в соответствии с федеральным конституционным законом "О порядке создания новых субъектов Российской Федерации", где, в том числе, прописан и вариант объединения. Президентом России Владимиром Путиным должен быть внесен в Государственную Думу закон о создании Пермского края. Как любой достаточно непростой документ, он сейчас проходит стадию экспертизы. Только что закончилось технико-экономическое обоснование этого закона в правительстве Российской Федерации. Мы ожидаем, что в начале февраля этот закон из Правительства вернется обратно в администрацию Президента. И тогда же, в феврале, он, видимо, уже официально поступит в Государственную Думу. На сегодняшний день с точки зрения содержательной – это самая главная работа. Все, что не войдет в данный закон, а как вы понимаете, все в законе невозможно прописать, должно быть уточнено после этого указом Президента.

Администрации и Пермской области, и Коми-Пермяцкого автономного округа приняли достаточно активное участие в подготовке данного закона, в его прохождении. И сейчас для нас очень важно, чтобы основные положения закона, которые были согласованы на уровне двух субъектов и обговорены на трехсторонней комиссии, вошли в данный проект закона и были приняты.

– Как вы оцениваете ход процесса? Не потерялись ли в ходе работы над законом принципиальные для региона моменты?

– Пока все идет нормально. Но надо реально понимать, что сегодня попытки со стороны министерств и ведомств уменьшить возможности развития нового субъекта Федерации, снятие с себя ответственности за многие вопросы – объективно присутствуют, поэтому процесс, конечно, достаточно непростой. Самая большая сложность состоит в том, что процедура – первая для России, правовое поле не прописано, закон о создании нового субъекта во многом рамочный, не уточнены детали. Принципиальный момент заключается в том, что новый субъект юридически планируется создать в конце 2005 года. И после этого пройдут выборы первого губернатора Пермского края.

Второй очень важный момент. Мы сейчас готовим документ, который бы активизировал процессы во всех сферах: экономике, политике, правовом поле – на тот период, пока территории юридически существуют раздельно. Все, что сегодня делается в Пермской области и Коми-Пермяцком автономном округе, надо рассматривать как развитие единого субъекта, и очень важно, чтобы векторы и подходы максимально совпадали, и мы повышали эффективность наших общих мероприятий. В ближайшие месяц-два должно пройти обсуждение такого документа, и есть предложение, чтобы его утвердили Законодательные собрания Пермской области и Коми округа.

И третье направление, так же чрезвычайно важное. Мы должны максимально использовать возможности в увеличении помощи федерального центра для развития двух субъектов. Сегодня надо учитывать, что в бюджете 2004 года предусмотрен рост объемов федерального финансирования, и в первую очередь на округ, он превышает 700 млн рублей. Самый главный объект, где есть федеральное финансирование в Пермской области, – это строительство мостового перехода, администрация области взяла на себя обязательства закончить его в сентябре 2005 года. Кроме этого, есть много проектов, где участвуют федеральные ведомства: газификация, реформа электроэнергетики, взаимодействие с крупными системообразующими компаниями, дальнейшее развитие производительных сил. И, безусловно, мы сейчас должны провести работу с бизнес-сообществом Прикамья, для того чтобы переломить те отрицательные тенденции, которые были в экономике Коми-Пермяцкого автономного округа на протяжении последних лет.

– Насколько сильно такое настороженное отношение к экономике Коми округа, ведь экономики области и округа действительно очень серьезно отличаются по уровню развития?

– Это объективный фактор. Любой бизнес требует условий для развития, и необходимо их создать. Сегодня можно прогнозировать усиление внимания к лесопромышленному комплексу КПАО. Первая ласточка уже была – в конце прошлого года губернатор побывал в Косе на презентации нового лесозаготовительного предприятия "Соликамскбумпрома". Но вопрос состоит в том, чтобы первые ласточки превратились в систему. Для создания условий надо сделать достаточно много, но совершенно понятно, где необходимо прилагать усилия. В первую очередь, это строительство дорог. Мы должны определиться, какие дороги проектировать, после чего подготовить технико-экономическое обоснование, провести соответствующую работу с профильными службами округа, защитить проекты в Москве в том случае, если будет федеральное софинансирование.

Уверен, что эта работа принесет плоды и сделает регион более инвестиционно привлекательным, а это неизбежно привлечет внимание инвесторов. Насколько я знаю, многие уже смотрят на округ с интересом, прежде всего потребители леса из Республики Коми.

Сейчас мы занимаемся еще одним вопросом, хотим, чтобы все возможности инвестиционных институтов Пермской области начали бы сразу работать на два субъекта. Создание единого инвестиционного пространства – задача, которая стоит сегодня, она очень непростая, но мы должны ее решать.

Идти по пути предоставления финансовой помощи – это значит идти в тупик. Территория должна получить возможности для внутреннего развития.

– Сегодня в суде рассматривается иск Алексея Бессонова, требующего отмены результатов объединительного референдума. Как вы относитесь к этой инициативе, имеются ли, на ваш взгляд, основания для пересмотра?

– Вы сами как к этому процессу относитесь?

– С улыбкой.

– Вот и я так же. Дело в том, что Бессонов создал себе имидж человека, который борется со всем, что идет от власти, он ни с чем не согласен. Я не знаю ни одно направление деятельности, которое не подвергалось бы г-ном Бессоновым критике. У меня есть полное ощущение того, что иск бесперспективен. Можно ли сегодня подвергать сомнению волеизъявление народа?

Что на сегодняшний день было нарушено? Разве газеты не писали о реальном состоянии дел в Коми округе? Возьмите сегодня статьи в газетах "Звезда", "Пермский обозреватель". Мы ничего не скрывали. Мы говорили, что Коми округ – глубоко депрессивный регион Российской Федерации. Но есть огромный потенциал, который пока не используется, и его необходимо развивать с участием внешних сил, поскольку внутренних источников для развития нет.

– Как вы можете прокомментировать обвинения в использовании административного ресурса при подготовке к референдуму?

– Любой проект реализуется людьми, и когда в процессы вовлечены даже не десятки и не сотни, а тысячи людей, добиться идеального состояния дел, того, чтобы все было, как прописано в законе, невозможно. Возьмите любые выборы, которые у нас проходят, начиная с Земского собрания и заканчивая Президентом РФ, разве было такое, чтобы кто-то не подал жалобу, кто-то кого-то не обвинил в использовании административного ресурса? Это присутствует почти всегда, и не только в России, это особенность выборов, любых процессов. Поэтому давайте разберемся, в чем нас обвиняют. В стационарах по всей области на момент голосования находилось 16 тысяч человек, общее количество избирателей, которые были внесены в списки, 1 млн 960 тысяч. Как могли 16 тысяч (примерно 0,6-0,7%) повлиять на результаты выборов, даже если все они проголосовали под давлением? В законе прописано, что находящийся в лечебно-профилактическом учреждении человек может голосовать с открепительным талоном, но в то же время его могут внести в списки для голосования на временном участке. На самом деле все это и использовалось, в том числе и в лечебных учреждениях, то есть людям дали возможность проголосовать и участвовать в выборах.

Здесь вопрос не в критике как таковой, а в том, что она используется некоторыми организациями как повод заявить о себе. Но даже в таком случае, считаю, что это нормально, если люди ставят себе целью защиту прав граждан, указывают на недочеты. Мы их замечания учтем и сделаем выводы. Кстати, хотел бы обратить внимание, что во многих регионах правозащитных организаций вообще нет, их просто задушили разными способами, методами и формами работы.

– В процессе подготовки к референдуму вы говорили об интересе со стороны других российских регионов. Сегодня за советом обращаются?

– За событиями в Прикамье и Коми округе внимательно следила вся страна, потому что все понимали: успех или неуспех определит, в какие сроки состоится административная реформа в России. Все это время к нам, безусловно, обращался целый ряд субъектов РФ. Могу сказать, что сейчас идут достаточно активные процессы во многих регионах, где сегодня первая стадия – стадия переговоров, консультаций, политических заявлений. Пока практических действий, связанных с подготовкой документов, – нет. Можно сказать, что наиболее активно подобными процессами занимаются в Иркутской области. Думаю, после выборов президента действия на этом направлении возобновятся, причем именно как инициатива снизу.

– Периодически возникают слухи о возможном приглашении лиц, ответственных за процесс в Пермской области, на работу в администрацию Президента. Скажите, реально такие предложения делались?

– Здесь больше разговоров. Характерный пример, когда нашего губернатора уже раз десять провожали в Москву. Подобные прогнозы – прерогатива политических обозревателей, политологов, это их функция и их хлеб. Сегодня надо говорить о том, что, безусловно, тот опыт, который мы наработали, будет востребован. Например, сейчас мы согласовали в администрации Президента проведение Второго пермского политического форума в конце февраля. И основная тематика этого форума – вопросы совершенствования федеративных отношений, в том числе и укрупнения регионов.

– Вопрос как руководителю штаба кандидата в Президенты Владимира Путина. Сегодня рефрен этих выборов можно свести к фразе "Победитель известен". Насколько такие настроения характерны для Пермской области?

– На сегодняшний день завершился первый этап работы, было собрано более 130 тысяч подписей. Мы в соответствии с законом о выборах Президента сдали в Центральный штаб 50 тысяч 400 подписей. Сейчас все подписи уже сданы в Центральную избирательную комиссию и идет процесс проверки. Я думаю, что в ближайшее время ЦИК должен зарегистрировать нашего кандидата уже официально.

Кроме того, в Пермской области проведена организационная работа: во всех городах и районах созданы штабы, подобраны люди в территориальные избирательные комиссии, утверждены доверенные лица. Здесь есть некоторые ограничения, связанные с тем, что Президент не собирается уходить в агитационный отпуск. Но как начальник предвыборного штаба надеюсь, что люди понимают: лучше всего за Президента говорят его дела, а за 4 года сделано достаточно много. Россия сегодня коренным образом отличается от России 2000 года. Поэтому сегодня нет необходимости агитировать и принимать дополнительные меры в поддержку Президента. Прогнозировать отсутствие какой-либо борьбы, считаю, нет оснований. Есть кандидаты, часть из них, прежде всего Ирина Хакамада и Иван Рыбкин, пойдут с позиций критики Президента, поэтому будет нормальная предвыборная кампания. Назвать ее безоблачной я никак не могу, и никто сидеть, сложа руки, не собирается.

– Ваш прогноз по явке, и есть ли задания набрать в Пермской области определенный процент?

– Есть прямая связь между ростом экономики и политической активностью населения, чем лучше живут люди, тем менее охотно они ходят на выборы. Поэтому неслучайно явка на выборы в Государственную Думу в 2003 году по сравнению с 1999 годом снизилась на 12%. На выборах президента тоже можно прогнозировать, что явка будет ниже, чем явка в 2000 году. Но у нас есть полная уверенность, что она обязательно превысит 50%.

Что касается задач… Показатели должны быть близки к тем, которые фиксировались в Пермской области все 4 года в результате постоянного мониторинга: 70% жителей Пермской области положительно оценивают деятельность Путина на посту Президента и доверяют ему.

Справка «ПО»
Яшин Николай Арсеньевич. 51 год. В органах власти с 1997 г., с 1997 по 2000 г. занимал пост вице-мэра Перми, с 2000 по 2003 г. работал заместителем губернатора Пермской области. С 1998 по 2001 г. возглавлял региональное отделение общественно-политического движения "Отечество", в 1999 г. – кандидат в депутаты Государственной Думы ФС РФ по федеральному списку от блока "Отечество-Единая Россия". С конца 2003 г. возглавляет Фонд совершенствования федеральных отношений "Пермский край".
Первая полоса
Намерения
Точка зрения
ЖКХ
Недвижимость
Власть
Образование
Бизнесмены Прикамья
Конъюнктура
Законодательной Собрание
Фондовый рынок
Культура
Спорт
После работы
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

   Rambler's Top100