Подушевое финансирование дополнительного образования выгодно всем, кроме детей.
Почему-то все у нас в стране делается через непонятно (верней, понятно) что. На «ура» проходят такие законы, что потом все, кто вынужден реально с ними сталкиваться, хватаются за головы. Монетизация льгот, пенсионная реформа, обязательное медицинское страхование – те самые нововведения, или, скажем громким словом, эксперименты, которые лучше бы не вводились, не проводились, не проходили вообще… Или, по крайней мере, вводились не так.
В этот ряд вписывается и эксперимент, начатый в 2003 году: новый принцип финансирования дополнительного образования. «Оно должно быть подушевым!» – громкий лозунг председателя городского комитета образования и науки – г-на Карпушина до сих пор отдается звоном в ушах тех, кто пострадал от этого благого начинания.
–В чем сила, брат?
–В деньгах сила, брат, у кого деньги, тот и сильней.
Этот правильный для нас диалог (правда, несколько идеалистически заканчивающийся) отражает суть сего «мероприятия». А суть вот в чем.
На каждого ребенка с 2003 года заведен сертификат, обеспечивающий ему бесплатное дополнительное образование. Те самые «драм-кружок, кружок по фото, хоркружок –мне петь охота…». Юный талант, если хочет заниматься в клубе, должен отнести туда свой сертификат (читай – пропуск в рай). На этот сертификат в клуб выделяются деньги, то есть, по идее, эта бумажка должна давать ребенку право заниматься бесплатно.
Но по идее у нас не делается ничего и никогда. Понятно, что если ребенок занимается бальными танцами, художественной гимнастикой и прочее-прочее, то деньги он платит все равно. И, поверьте, деньги немалые. Так что «бесплатно только птички поют». И то не всегда.
Получается, что в некоторые кружки деньги поступают и из карманов родителей, озабоченных развитием детей, и из бюджета.
Что конкретно в лучшую сторону изменилось для ребенка, ради которого это затевалось, является тайной мадридского двора.
Предположим, ребенок захотел отдать свою душу (то есть сертификат) в другой кружок. Ну, передумал он становиться великим дзюдоистом и хочет быть Ренуаром. В конце концов, у каждого есть право на выбор.
Нет уж, нет уж. Наивные. Попробуйте теперь получить назад свои сертификаты. Малой кровью тут не обойтись. Вот, например, есть у нас такой центр детского творчества «Шанс». Руководители кружков легко и просто забрали сертификаты у детей еще в прошлом году, пользуясь тем, что многие вообще не поняли, что происходит, собственно. А многие на тот момент просто не выбрали себе занятие по душе.
Ребенок, который хочет сейчас куда-то ходить, не может этого сделать без сертификата.
А сертификаты хранятся в сейфе «Шанса», и чтоб получить их, нужно письменное заявление родителей, которое почему-то не требовалось, когда бумажки вкладывались.
Выдают сертификаты только по вторникам и четвергам с 3-х до 9-ти. А те, кто работает во вторую смену, простите? А те, у кого вообще много дел без того, чтобы отвоевывать бумажки?
А ничего, что изначально, на совещании завучей по воспитательной работе, председателем которого была Светлана ВОСТРИКОВА, оговаривалось, что сертификат должен свободно следовать за ребенком, что дети имеют право передумать, и проблем никаких не будет?
Нет, мы-то, конечно, понимаем, что тарификация (нагрузка педагога в зависимости от количества детей, то есть тех же сертификатов) проходит в сентябре. Расчет верен: чем больше сертификатов, тем больше дадут денег.
Вопрос в другом. Сколько можно проводить эксперименты на социально незащищенных слоях населения? Почему «изобретатели нового» отыгрываются на детях, пенсионерах и инвалидах? Это, конечно, объяснимо с точки зрения логики: они ответить не смогут. Но необъяснимо с точки зрения простой, элементарной человечности.