Война на рынке специализированных газет по труду вступает в решающую фазу.
Чертовски хочется работать…
Все началось в 1998 году, когда в Перми было открыто региональное издание «Работа для Вас – Пермский выпуск». У его истоков стояли два человека: двоюродные брат и сестра Галина АМЕЛЬКИНА и Александр ЮСОВ. Однако уже через три месяца на рынке труда в Перми работало два независимых друг от друга издания – это «Работа для Вас» (ЧП Юсов А. Ю.) и конкурирующая газета «Работа плюс Образование» (ЧП Амелькина Г. М.). На протяжении ряда лет они худо-бедно уживались, предоставляя свои услуги по подбору персонала пермским работодателям. К началу 2003 года оба издания наработали обширную клиентскую базу, наладили связи с крупнейшими предприятиями города и области, а главное, начали получать доходы, которые позволяли безбедно существовать как издателям, так и сотрудникам редакций.
Разрыв отношений между московским издательским домом и ЧП Юсов произошел в конце 2003 года. К этому времени коллектив редакции уже был готов к возможному расторжению договора с ЗАО «Работа для Вас». Причиной конфликта стала высокая арендная плата за использование торговой марки, растущая от года к году, несмотря на существовавшую в Перми конкуренцию местных изданий. Руководство московской газеты, в свою очередь, оставалось недовольным тем, что параллельно коллектив ЧП Юсов А. Ю. начал работу над собственными газетами «Работа в Прикамье» и «Образование в Прикамье» взамен рекомендованной московскими партнерами «Куда пойти учиться».
В истории издательской деятельности ЧП Юсов А. Ю. 2003 год можно считать наиболее кризисным. Еще в самом конце 2002 года из редакции в полном составе ушел весь коллектив отдела образования, который стал выпускать рекламно-аналитическую газету «Новости пермского образования» со своей особой «фишкой»: не просто собирать рекламу в газету, но и осуществлять журналистскую деятельность в сфере образования. Осенью того же года в Перми появилась еще одна газета – «Работа и услуги в Пермском крае», основал которую бывший исполнительный директор ЧП Юсов А.Ю. Валерий ЗАХАРОВ. Энергичный и деятельный, в свое время он приложил огромные усилия для продвижения на пермский рынок регионального московского издания «Работа для Вас – Пермский выпуск». Но в дальнейшем, когда дело наладилось, эти кипучая энергия оказалась невостребованной.
Так пермский рынок специализированных газет по труду оказался разорванным на несколько частей. Но на этом дележ не закончился.
С конца 2003 года коллектив пермской «Работы для Вас» начал новый проект – «Работа для всех в Перми». При этом главным редактором новой газеты стала Людмила СПЕХОВА. Изданием же регионального выпуска московского брэнда занялось вновь образованное ООО «РДВ – Медиа». С февраля 2004 года в Перми появилось еще одно специализированное издание «Вакансии сегодня». Таким образом, к апрелю 2004 года в Перми на рынке труда уже действовало 6 специализированных газет, среди которых торговая марка «Работа для Вас» стояла далеко не на первом месте.
Столица наступает
В апреле 2004 года московский издательский дом ЗАО «Работа для Вас» всерьез задумался о новом продвижении своей торговой марки на пермский рынок. Было решено изучить работу всех местных редакций и передать брэнд и наработанную клиентскую базу в руки издателя одной из газет, при условии закрытия прежде издававшейся газеты.
После коротких встреч с руководителями различных изданий сотрудничество с Москвой было предложено главному редактору «Работа плюс образование» Константину АМЕЛЬКИНУ, который после смерти матери принял на себя руководство газетой. Поэтому право на издание «Работы для Вас – Пермский выпуск» с мая 2004 г. перешло от ООО «РДВ – Медиа» к вновь образованному ООО «Работа для Вас (Пермь)», в котором К. Амелькин занял пост директора и главного редактора газеты.
Быстрому продвижению обновленной «Работы для Вас – Пермский выпуск» на рынке в течение нескольких месяцев (весна-осень 2004 г.) способствовала активная финансовая поддержка со стороны Москвы, организованная рекламная кампания, а также полноцветная печать и многополосность.
Разобщенность и обоюдная неприязнь местных изданий не способствовали объединению усилий в противостоянии столичной газете. Тем не менее, наступление «Работы для Вас» на пермском рынке носит пока лишь тактический характер. Главным условием успешного продвижения московской торговой марки в Пермском крае может быть только победа над основным конкурентом – газетой «Работа для всех в Перми». В мае 2004 года Прикамское УФАС РФ на своем заседании, в связи с поступившим заявлением от ЗАО «Работа для Вас», признало, что торговые марки «Работа для Вас» и «Работа для всех в Перми» полностью совпадают по пяти признакам до степени смешения. Поэтому Территориальное управление МАП РФ предписало прекратить продажу газеты «Работа для всех в Перми» в течение месяца. Но по истечении этого срока по просьбе руководства ЧП Спехова Л. Н., не согласным с этим решением, срок прекращения продажи газеты был продлен еще на один месяц. С августа был начат выпуск нового главного издания «Работа для всей Перми». Выход старой газеты «Работа для всех в Перми» был перенесен на конец недели и получил статус дополнительного издания.
20 сентября Арбитражным судом г. Перми предписание Территориального управления МАП РФ признано неправомерным.
Демпинг
Плотная конкуренция в узком секторе рынка специализированных рекламных изданий обострила и вопрос, связанный с расценками на размещение информации. Сегодня стоимость одного квадратного сантиметра печатной площади изданий по вакансиям является просто катастрофически низкой. Как говорят сами издатели: жить можно, но о высоких прибылях говорить не приходится.
Тон в ценовой политике задают местные издания. После расторжения договора с ЗАО «Работа для Вас» редакция газеты «Работа для всех в Перми» смогла снизить расценки на печатную площадь более чем в 2 раза – с 16 см2 до 7,5 см2. Не столь объемным изданиям в условиях низких цен приходится искать свои способы выживания. Скажем, давать информацию о вакансиях в более сжатом виде. Таким образом, меньший объем печатных площадей не всегда означает недостаточный объем информации.
За и против…
Как известно, здоровая конкуренция способствует не только появлению новых идей и повышению качества услуг и товаров. Бывает, конкурентная борьба доводит до абсурда ситуацию на рынке. Когда фирм, предлагающих свои услуги потребителям, становится так много, что люди перестают ориентироваться даже в их названиях (не говоря об условиях сотрудничества и качестве), что-то должно произойти.
Примерно такая ситуация сложилась и на рынке специализированных газет по вакансиям. Настоящее положение дел не устраивает никого: ни самих издателей, ни работодателей, которые вынуждены подавать информацию о вакансиях сразу в несколько мест (при этом у них практически сводятся на нет все выгоды от снижения расценок на размещение объявлений). Соискателям же вакансий тоже приходится покупать сразу несколько печатных изданий.
Сегодня каждая из сторон мечтает о выходе из состояния позиционной войны. Возможно, возникнут новые идеи и решения. Возможно, будет проведена более жесткая сегментация рыночной ниши. Кстати, процесс этот, пусть вяло, но уже идет. Вполне просматривается внутрирыночная специализация изданий.
Так, «Работа для Вас – Пермский выпуск» имеет тесную связь с московскими фирмами, открывающими свои филиалы в Перми и области. «Работа для всей Перми», «Работа для всех в Перми», «Работа в Прикамье» – это несколько родственных друг другу изданий, которые выходят в разное время, что предполагает оперативность размещения объявлений о вакансиях в разные дни недели. «Вакансии сегодня» распространяются через киоски и бесплатно в центрах занятости и в крупных офисных центрах. Газета стремится на своих страницах дать анализ деятельности предприятий Перми и области, а также поведать соискателям вакантных мест о тех условиях труда и социальных гарантиях, которые может им предложить их будущий работодатель. «Работа и услуги в Пермском крае» одновременно содержит и объявления о вакансиях, и предлагает услуги, которые исходят от предпринимателей юридическим и физическим лицам.
Остается надеяться, что разумные решения сделают свое дело, а пермские работодатели и ищущие работу жители нашего края получат возможность с большей эффективностью использовать в своих целях услуги, предлагаемые специализированными изданиями на пермском рынке труда.