К сожалению, ответить на наши неприятные вопросы по поводу результатов комплексной проверки деятельности администрации г. Перми согласился только заместитель Главы города, начальник департамента имущественных отношений Владимир Бирюков.
– Проверки, как таковой, не было, потому что результаты не были вовремя предоставлены. То есть люди поработали, а результаты даже не довели до нас. Это как бы один вопрос. Второй. В тех результатах, которые попали к нам задним числом, мне особо и комментировать нечего. Там уголовно наказуемых нарушений со стороны департамента нет. Были выявлены вопросы технического плана.
– Давайте поговорим о зафиксированных фактах… Начнем с ресторана «Татищевъ». Как так получилось, что его отдали на 15 лет в аренду безвозмездно?
– Все на самом деле объяснимо, нарушений законодательства здесь нет никаких. Те площади, которые на сегодняшний день занимаются, использовались под столовую. И, собственно, подвал, в котором сейчас находится ресторан, был в полузапущенном состоянии, мягко говоря. Требовались огромные вложения денег для того, чтобы привести эти площади в надлежащий вид, поскольку они не использовались, были пустующими. Мы просчитали сумму за-трат на восстановление этого помещения и произвели зачет платы за аренду. Владельцы ресторана, во-первых, погасили долги муниципального предприятия, которое обслуживало столовую – где-то порядка миллиона восемьсот, во-вторых, произвели капитальный ремонт. Все эти суммы были просчитаны и вычислен такой срок аренды.
Касаясь вопроса рационального использования муниципальной собственности, можно говорить о деньгах, а можно, собственно, об имуществе. Вот у нас, на сегодняшний день, есть масса невостребованных подвалов. И мы говорим, и запускаем информацию через Интернет, что кто хочет оборудовать их, пусть приходит. Мы по нашей методике, по постановлению главы города в соответствии с решением городской Думы, вам отдадим их в безвозмездное пользование на определенный промежуток времени, но вы приведете их в порядок.
Это не является противозаконным, поскольку в решении Пермской городской думы есть пункт о том, что в исключительном случае глава города может своим постановлением разрешать безвозмездное пользование для муниципальных и государственных предприятий, то есть, здесь нарушений закона нет никаких. После того, как закончится безвозмездное пользование, когда затраты предпринимателя, которые вложены в это предприятие, будут покрыты, будет взиматься арендная плата. На таких условиях мы готовы работать с любыми. Можно говорить о том, что у нас есть собственность, но в то же время, там по колено фекалии плавают, и они из года в год в таком состоянии находятся. Это ненормально.
– А почему тогда земельные участки, которые отдаются в аренду под строительство (более капиталоемкое предприятие, согласитесь, и к тому же, не менее значимое, поскольку это вклад в развитие инфраструктуры города), на таких же условиях не предоставляются? Застройщики вкладывают несоизмеримо большие деньги. Почему же им это в зачет арендной платы не идет?
– Я объясню. Здесь нельзя проводить параллели с землей, поскольку есть Земельный кодекс, федеральный закон, которые регулируют механизмы предоставления земельных участков и притом достаточно жестко: или на конкурсной основе, или в аренду, или в собственность. И в безвозмездное пользование тем, кому положено. Я так думаю, что наибольшее недопонимание идет по во-просам предоставления земельных участков под строительство по департаменту планирования и развития, где существует комиссия, которая предоставляет земельные участки на конкурсной основе.
– Следующий вопрос касается МП «Тепловая станция «Кондратово». Некое ООО «Пермская топливно-энергетическая компания» получает имущество станции в аренду с 95% скидкой под обещание построить газотурбинную установку. Затем передает имущество в субаренду тому же самому МП и взимает с него арендные платежи в полном объеме… Это происходит в течение полугода, в результате – ни газотурбинной станции, ни 29 млн рублей, которые так называемые инвесторы получили за счет скидки не понятно за что, нет. Это что такое?
– Совершенно верно. Недостатки эти были, кстати сказать, вскрыты администрацией города, нами было подписано инвестиционное соглашение, на основании которого был заключен договор. Оно было заключено как раз с той целью, чтобы была построена газотурбинная установка, которая стоит больших денег. А после того как эти условия стали нарушаться…
Я готов показать исковые заявления по вопросам арендных платежей, когда платежи стали поступать с перебоями. Сегодня наши заявления находятся в арбитражном суде.
– Вопрос не о бесперебойности поступления арендных платежей. Вопрос в том, как такое возможно: приходит мифический инвестор, обещает мифические инвестиции, и мэрия беспрекословно отдает им муниципальное имущество, да еще и скидку предоставляет?
– Хотелось бы, чтоб здесь было понимание вопроса вот с какой стороны. Чиновники – это тоже руководители, они принимают решения, которые наверняка должны быть взвешенными. И вот стоит проблема: есть необходимость построить эту газотурбинную станцию, возможностей бюджета для этого недостаточно, зато появляется инвестор. Инвестор говорит, что он готов туда вложить свои деньги, но на таких-то условиях. Подписывается соглашение, в котором эти условия оговариваются. А далее стороны уже контролируют другу друга и исполнение условий договора.
Здесь был элемент доверия, которое было подкреплено инвестиционным соглашением. Инвестор подписал это соглашение, но в какой-то момент условия перестали выполняться. А вот после этого мы стали подавать исковые заявления. Здесь все достаточно прозрачно. В какой стадии это разбирательство сейчас находится – пока прокомментировать не могу. Эту информацию, наверное, проще получить в управлении ЖКХ. На нас висит техническая часть работы (заключение договора) и отслеживание регулярности поступления арендных платежей. А вот что там с газотурбинной установкой… Если мне информация поступит, что не выполняются условия инвестиционного соглашения, то я готов выходить на главу города и ставить вопрос. Но вообще-то, это входит в компетенцию управления ЖКХ.
– А каким образом контролируется поступление арендных платежей?
– Если в течение двух месяцев оплата не поступает, то мы отсылаем претензию. Если в течение следующего месяца не поступают арендные платежи, мы отсылаем исковые заявления в суд.
– Тогда пройдемся по акту проверки… Здесь зафиксированы предприятия, которые не платят за аренду более года. Это, в основном, бани (Пушкинская), банно-прачечный комбинат № 2…
– Мне бы не хотелось, чтобы здесь происходила путаница. Это ведь муниципальные предприятия. Здесь речь идет о задолженности не только по арендным платежам, но и по налогам, по всему… Там формулировка несколько другая.
– По-моему именно такая: задержка арендных платежей. Зачитываю: «В ходе выборочной проверки договоров аренды имущества МУП установлены факты наличия задолженности по арендной плате за весь период действия договора…» Далее идет перечисление.
– Наверняка в протоколе разногласий это написано… Чтобы в течение года не платили за аренду – такого быть не может!
– В протоколе разногласий этого тоже нет!
– Здесь перечислены муниципальные предприятия, понятно, что по ним подход более щадящий, потому что здесь круговой цикл существует… А по всем остальным, если в течение двух месяцев оплата не поступает… Мы можем буквально по каждому предпринимателю пройтись, чтобы вы убедились.
– Вернемся к «Татищеву». Вообще-то, по закону арендные платежи не могут засчитываться произведенным капитальным ремонтом. Если предприниматель ремонтирует арендуемое помещение, то это не освобождает его от уплаты. Взаимозачеты запрещены, так гласит федеральный закон. Почему владельцы «Татищева» и департамент этот закон обходят?
– Да, все верно. Однако, чтобы стимулировать арендатора для проведения капитального ремонта необходимы для него какие-то гарантии. Поэтому здесь система какая была?.. Есть муниципальное имущество, часть его находится в, мягко говоря, неудовлетворительном состоянии, которое требует, соответственно, каких-то вложений. Приходит арендатор и говорит: я буду туда вкладывать свои деньги на ремонт, хотя, по идее, этот ремонт должен делаться из бюджета города, правильно?
Этот вопрос, кстати, мы и с прокуратурой долго обсуждали, поэтому сейчас выработан другой механизм. А раньше было именно так: предприниматель ремонтировал помещение и просил – пусть мне сделают зачет по капремонту. И сумма за капремонт муниципального имущества ему засчитывалась в льготы по арендным платежам. Понятно, что «живые» деньги не поступали в бюджет, как положено, но эти деньги шли на ремонт муниципального имущества. То есть эти нарушения больше технического характера. На сегодняшний день мы делаем иначе.
Однако и при ранее существовавшем механизме никакой утечки бюджетных денег не было, они шли на содержание муниципального имущества. Но, конечно, прокуратура де-юре права, поэтому мы сейчас делаем скидки по арендной плате не в виде зачетов по капремонту, а именно в виде скидок на время его проведения.