Мы горды собой
Статистика такова: в 2000 году количество совершенных несовершеннолетними преступлений было 7693, в 2004 – 6413. Если сравнивать первые месяцы этого года с аналогичным периодом года предыдущего, то мы можем увидеть несколько обнадеживающую картину. В 2004 году общий уровень преступности среди подростков составлял 1676, а в 2005 году – 1456. Таким образом, налицо спад детской преступности. На целых 13,1%.
Можно громко бить в ладоши и кричать «ура!». На самом деле, такое снижение – еще не показатель.
Татьяна ШУВАЕВА, начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних:
– Снижение показателей за полугодие еще не говорит о внутренних закономерностях процесса. Последние тенденции очень и очень неблагоприятные. Если мы хотим на самом деле увидеть динамику, нужно обратиться к статистическим данным большего периода. Например, с 1985 года. Тогда мы увидим, что детская преступность к настоящему моменту возросла практически в два раза.
Показатель, о котором на самом деле нужно кричать, – это количество совершенных подростками убийств. В 2004 году по области зафиксировано 59. В том же далеком 85-м цифра эта была «несколько» меньше – 7. Причем каждое убийство рассматривалось как чрезвычайная ситуация. Да это и есть чрезвычайная ситуация: ребенок совершает одно из самых тяжких преступлений. Сейчас отношение к этому иное. Формулировка «и без того проблем много» довольно точно отражает суть постановки вопроса.
По данным областной прокуратуры, сегодня наметилась тенденция возрастания количества преступлений, совершенных смешанными группами с участием взрослых. Совершенно непонятным образом проявляет себя наша система правосудия. К уголовной ответственности привлекается только 17% взрослых лиц, а из этих 17% в суде осуждают только каждого второго. Что это значит? То, что правосудие любезно предоставляет возможность преступнику еще раз воздействовать на детскую психику и снова совершить преступление детскими руками.
Но самой большой проблемой субъекты профилактики (см. справку) считают совершение преступлений подростками, которые нигде не работают и не учатся. С 2003 года вступил в действие новый трудовой кодекс РФ. Так была исключена статья о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних. Государство от заботы о детях отказалось, возложив почетную обязанность на субъекты Федерации. Но поскольку все это связано с финансированием... Ну, кто у нас в области будет о детях беспокоиться, когда у нас и дороги в таком состоянии, и Красу России накормить нечем, и ящеры ждут? Так и получается: области – инвестиционная привлекательность, детям – подвалы.
Мы не политики. Политики не мы
Стойкая неприязнь наших политиков к нашим детям поразительна по своей силе. Причем это, очевидно, передается по наследству.
Татьяна Шуваева:
– Когда был губернатором Юрий Трутнев (ныне – министр природных ресурсов РФ), в его выступлениях ни одного раза не прозвучало слово «дети». Сейчас то же самое. Да, конечно, есть у нас председатель областной комиссии и прочие должностные лица, но ведь губернатор должен обо всех проблемах думать! Тем более, о таких.Господин Чиркунов будущее поколение называет «трудовыми резервами», которые мы отдаем алкоголю и наркотикам.
Прокуратура который раз уже предлагает ВрИО обратить внимание на такие проекты, как квотирование мест и открытие спецшкол. Но все время упирается в какие-то экономические обоснования. Разрабатывать экономические обоснования, согласно которым для детей ничего сделать нельзя, власть горазда. Символично выразился Валерий СУХИХ (между прочим, председатель комиссии по делам несовершеннолетних). Он просветил нас в области составления бизнес-схем. Оказывается, вопрос о детской преступности может быть сведен к следующей схеме: заказчик (власть), подрядчик (субъекты профилактики) и оказывание услуг. (Раз, и готово! Власть заказала, чтоб не было преступности, потрудитесь выполнить.) Хочется спросить, а в ваших семьях, господа политики, кто является заказчиком, а кто подрядчиком?.. А пока разрабатываются бизнес-схемы, дети от нечего делать убивают людей. Справка «ПО»
ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» принят Госдумой 21 мая 1999 года. В нем зафиксировано: «В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел». P. S. В следующих номерах «ПО» читатель найдет материалы, которые осветят проблему детской преступности относительно субъектов профилактики.