Хорошие показатели
Качество сельского образования всегда подвергалось сомнению. Дескать, откуда взяться в деревне хорошим педагогам. В Карагае эту теорию опровергают, образованию там уделяется очень большое внимание. У каждого образовательного учреждения есть программа развития. Восьмой год в районе проходит конкурс «Школа года», который заодно позволяет провести районный мониторинг качества образовательных услуг. Специально для него разработана анкета, в которую закладываются все необходимые показатели, способствующие развитию образования района. Педагогическому коллективу школы-победительницы выплачиваются премии.
На базе района постоянно проходят семинары по современным образовательным технологиям, и в этом направлении педагоги Карагая добились очень неплохих результатов. Согласно результатам аттестационной проверки образовательных учереждений департамента образования Пермской области, по основным школам Карагай занял первое место, по средним – второе, по начальным – десятое. Делегация учителей района недавно выезжала в Самару на четырехдневное обучение по комплексному подходу в образовании.
Ежегодно 20 учителей района получают высшую категорию. Всего ее имеют 13 процентов учителей.
Результаты ЕГЭ с каждым годом улучшаются на 3 процента. Много школ, показатели которых в этом вопросе на уровне областного и выше.
Плохие показатели
Дети учатся, но не остаются. Кто заканчивает школу хорошо, уезжает поступать в Пермь. Выпускники карагайского профессионально-технического училища едут в Пермь работать, никуда не поступившие молодые люди идут в армию. Те, кто учатся в Перми, в Карагай, как правило, не возвращаются – негде работать.
Как делить?
Пресловутая реформа образования на селе реализуется еще сложнее, чем в городе. Внедрение профильного образования в старших классах становится настоящей проблемой, требующей больших финансовых затрат. Во-первых, непонятна сама структура, что это будет: лекционные курсы, выездная бригада учителей или разделение учащихся по выбору предметов.
Ирина Филимонова:
– Мы поставили перед собой задачу определить структуру профильного обучения. Недавно с аппаратом управления съездили в Ильинский район, где экспериментальная площадка департамента, посмотрели как у них дела.С одной стороны, это нужно, но с другой, это очень трудно сделать. Даже думали, например: вот ребенку нужен гуманитарный профиль. У нас в старшем звене по два класса. Как ребят разделить? А в Нердве вообще один десятый класс.
Во-вторых, дают о себе знать огромные расстояния. Карагайский район очень протяженный: от Менделеевской школы до Юрича 90 километров. О том, чтобы перевозить детей на необходимые предметы из одной школы в другую, и речи быть не может.
Реформа как фарс
Реформа образования и в городах вызывает большое недоумение всех участников образовательного процесса. На селе, где гораздо острее стоит вопрос сохранения основных школ, она вообще может превратиться в фарс. На вдумчивый и основательный подход, как в Карагае, не у всех хватит времени и сил