А как не делать?!
О политической и экономической ситуации, о взаимоотношениях различных уровней власти и перспективах сельского хозяйства рассказывает глава Карагайского района Николай ВОЛГИН.
– Николай Васильевич, расскажите о ваших взаимоотношениях с областной властью.
– Конечно, без противоречий здесь не обойтись. Основные разногласия сводятся к финансированию. Слишком, слишком оказались централизованы некоторые функции и слишком уменьшили минимальный бюджет. А ведь именно он непосредственно обеспечивает деятельность людей, проживающих в районе.
Есть такая поговорка: «прежде чем создавать новое, нужно позаботиться о старом». Сейчас у нас одна из главнейших проблем – с сельским хозяйством. Объемы непосредственных дотаций на сельскохозяйственную продукцию ежегодно уменьшаются. На протяжении последних лет вообще не было никаких корректирующих коэффициентов на инфляцию.
Вот я слушаю губернатора Сверд-ловской области Эдуарда Росселя, на заседаниях своего правительства он говорит: «Да, у нас есть «Уралмаш», Каменск-Уральский, Нижний Тагил. Но, господа промышленники, кто вам позволил скачивать дешевую рабочую силу с села? Мы же там заревем!».
И вот я думаю, почему делегация Пермской области съездила в Екатеринбург, а выводы сделала совершенно неадекватные? Почему съездили в Ижевск, и то же самое? Это очень серьезный вопрос. Я думаю, здесь сказалась непродуманная кадровая политика в сельскохозяйственных вопросах.
А вы посмотрите, какие у нас соседи: Башкортостан, Татарстан – есть у кого в этих вопросах учиться. Я, в принципе, не против той политики, которая ведется в целом. Но в вопросах сельского хозяйства… Многие действия неясны.
Есть новые перспективные технологии. Например, гранулирование опилок. Покупатель на эту продукцию всегда найдется. Мы об этом говорили. В эти проекты надо инвестировать и поддерживать их. Я понимаю, конечно, что это частный капитал. Но ведь он еще очень слабо развит и на такие подвиги не готов.
Информационные технологии. У меня мнение какое – есть федеральные деньги, значит должны областные быть и местные.
Сделали мы в районе недавно информационный центр. Крайне нужная вещь. Без него нам действительно не прожить. Но нам советуют: «А зачем нам тратить деньги федерации, области? Давайте мы частные инвестиции туда впихаем. Сделаем один логотип, одну форму и т. д.». Ясно ведь зачем это делается. Но получится ли все это при нашей бедной экономике и нищем населении?
И поэтому постоянно чувствуется перекос. Как только мы где-то нащупаем, что возможно что-то модернизировать, – это сразу перехватывают и препятствуют в действиях. А как нам, главам, выживать? Изношенность техники в сельском хозяйстве приближается к 100%. Инженерные сети в районе – 70-80% износа. Очень сложно.
– А депутаты от Карагая вам как-то помогают?
– Стараюсь с ними работать. Пытаюсь ставить задачи, пишу записки.
У них все есть для того, чтобы работать на район. Мы им даем все. А как это делается…
Делается это в большинстве своем неудовлетворительно. Не могут они в силу своей загруженности заниматься этим. Не владеют зачастую ситуацией. Им дашь документ, они его даже не всегда прочитают. Так что в атаку они редко ходят. Зато очень много времени у них на пиар уходит. Это не идет на пользу общему делу.
Не надо конфронтации
– Как вы относитесь к проходящей сейчас, в том числе и в Карагайском районе, «реформе Козака»?
– В этом плане у нас противоречий с обладминистрацией не было. Мы прошли все консультации – как в Законодательном собрании, так и в правовых органах.
Мы ведь постоянно шли и идем путем оптимизации. Конечно, иногда мы слишком много перенимаем с Запада. Но этот процесс необходим. Можно было идти другим путем, совершенно другим – без создания всяких муниципальных образований первого уровня. Но для экономической заинтересованности с низов это надо делать. Вот сейчас мы из 16 образований сделали 7, но только 4-3 из них будут экономически состоятельными. В остальных же будут сложности, в первую очередь кадровые.
– Как складываются ваши взаимоотношения с законодательной властью района?
– У нас во многих районах всегда было как? Чем меньше депутатов, тем лучше. Мы никогда не шли по этому пути. Недавно мы нарезали 27 округов. Вообще-то, 27 депутатов у нас было всегда.
Обычно большинство депутатов всецело поддерживают те идеи, которые рождаются в районе. Несмотря на это, постоянно у некоторых рождаются какие-то авантюрные планы. В районе есть даже жесткая непримиримая оппозиция. Но, к сожалению, она выстраивает свои отношения не на общественных интересах, а постоянно переходит на личности. Это плохо. Наверное, это все зависит от образования, от культуры, от воспитания этих людей. Но в целом процесс идет нормально. Я долго готовился к нему. У нас довольно квалифицированный, работоспособный председатель Земского собрания, бывший директор школы – Сергей Аликин. Получил двухгодичную «обкатку» в Богдановской администрации. А после закончил академию. То есть почву для того, чтобы разделить исполнительную и законодательную власть, мы подготовили. И прошли этот переход без всяких катаклизмов.
Я являюсь председателем организации «Запад» и всегда говорю: не надо этой конфронтации. Но она возникает. Самое странное, что это все постоянно подогревается извне. Такие конфронтационные процессы идут и в области, и в стране. И чтобы поддерживать имидж, это происходит как стороны администрации, так и со стороны депутатского корпуса.
Считаю, что сегодня у нас существует политическое равновесие. Я в своей деятельности опираюсь на глав администраций, начальников управлений, на директоров предприятий.