Точка зрения
Эпистолярий
Законотворчество
Двигателестроение
Финансовые инструменты
Судостроение
№39 (290) 2 октября 2006 года

Александр Макаров: «Мы просвещаем, а не зарабатываем деньги»

№39 (290) 2 октября 2006 года

На этой неделе в нашу редакцию пришел художественный руководитель пермского театра «Бенефис» Александр МАКАРОВ. Деятель искусства с сорокалетним стажем в течение10 лет безуспешно пытается добиться от властей разного уровня помощи.

Когда высокая культура…

– У вас три высших образования. Какое из них первое, базовое образование? И как случилось, что свою жизнь вы решили связать с искусством?

– Это был длинный путь. Моя первая специальность – инженер. Я окончил Уральский политехнический институт в Свердловске. То есть, изначально я технарь. Потом уже была Свердловская консерватория, и музыка в моей жизни постепенно стала вытеснять все остальное.

– Скажите, инженерное образование впоследствии каким-то образом помогало вам в музыкальной карьере?

– Конечно, техническое образование как таковое, как профессия, не вывело меня на сцену, не сделало оперным исполнителем. Но косвенно оно, пожалуй, сыграло довольно важную роль. Техническое образование прививает навыки, полезные для любого вида деятельности: аналитическое мышление, способность рассчитать, предсказать что-то. Как режиссеру или организатору концертов, мне это, конечно, помогало. Да и вообще для любого исполнителя интеллект – это одно из самых важных условий успеха. Профессиональный критик, как, впрочем, и любой ценитель жанра вокального пения, всегда видит в голосе натуру, личность исполнителя.

Так устроено это искусство, в голосе воплощается человек. А интеллект – очень тонкая, очень хрупкая и очень яркая материя. И конечно, в исполнении она чувствуется. По голосу можно судить о человеке так же, как, к примеру, по виду. Именно поэтому мы в театре «Бенефис» не используем грим или декорации. Для меня важно, чтобы на сцене был реальный человек, не образ. Чтобы человек в зале видел человека на сцене, и песня объединяла их. Песня с большой буквы. В этом и есть наше отличие от других театров.

– А исполнители вашего театра, кто они?

– Это выдающиеся артисты нашего города, настоящие мастера своего дела. Те, кому не безразлична судьба серьезной музыки в Перми. Это заслуженные артисты, многие из которых работают в Пермском академическом театре оперы и балета. Ведь оперным жанром академическое вокальное пение не исчерпывается. И артисты, в отличие, кстати сказать, от чиновников, это понимают. Они приходят в «Бенефис» не за гонорарами (я не могу платить им и десятой доли того, что они заслуживают), они приходят за творчеством.

Им интересно. Они приходят реализовать свое дарование. Даже не дарование, а талант, огромный талант! У них у всех есть огромный творческий потенциал, который нужно реализовать. И я, как могу, стараюсь дать им такую возможность.

– Как Вы думаете, каким должен быть руководитель в первую очередь. Будь то художественный руководитель, начальник, у которого в подчинении находятся люди, государственный чиновник?

– Любой руководитель прежде всего должен быть культурным человеком. Ведь от него зависят судьбы людей. Человек, не понимающий и не принимающий культуру, не способен по-настоящему понять другого. Честность, благородство – все те черты, которых порой так не хватает современным начальникам, усваиваются только через культуру. Конечно, он должен быть образованным, со своим видением ситуации. Он должен быть специалистом. Я все это понимаю, я сам, вы знаете, потратил на образование большую часть своей жизни. Но все же, я считаю, руководитель, в первую очередь, должен быть культурным человеком. Ведь любой, даже самый высокий начальник, это прежде всего человек, а человек самые лучшие свои качества усваивает через высокую культуру. Высокая культура! Вдумайтесь в это понятие…

… отличается от низкой

– Как Вы считаете, как сейчас обстоят дела с высокой культурой в Прикамье?

– Плачевны дела. Я думаю, вы и сами знаете. Много такого, что кроме как возмутительным назвать нельзя. Самое возмутительное, что власть вообще забыла, что такое народ. Для власти сейчас народа нет, есть электорат. В нашем случае проблема, можно сказать, стоит ребром. Сейчас театр «Бенефис», творческая мастерская с двадцатилетним опытом, переживает далеко не лучшие времена. Мы не идем на поводу у зрителя. Мы не развлекаем. У нас другая задача. Мы исполняем то, что знаем, что любим, то, что нам дорого. Мы исполняем высокую музыку и пытаемся открыть ее для как можно более широкого круга пермяков. Мы просвещаем, а не зарабатываем деньги. Только чиновники отказываются нас понимать.

Даже слушать нас отказываются. Курс на оптимизацию оставил нас за бортом. Теперь с нас требуют по 40 тыс. в год за единственную комнату, которая является одновременно и офисом, и репетиционной базой театра. Требуют деньги за аренду концертного зала. А наша публика – совсем не богатые люди. В основном это пенсионеры, педагоги. Многие из них попросту не могут заплатить за входные билеты. Но и пропустить наши выступления они тоже не могут, приходят, просят контрамарки. Мы никогда не отказываем. Люди ведь не денег у нас просят, а искусства, красоты, которой, может быть, им не хватает в жизни.

– Вы предпринимаете какие-то шаги, чтобы исправить ситуацию?

– Я пишу письма в разные инстанции уже 10 лет. Мастер эпистолярного жанра. И никакой помощи от наших властей театр «Бенефис» так и не получил. Нас продолжают душить рублем. Только за последние 8 месяцев я написал 7 писем мэру Перми Игорю ШУБИНУ. И нам так и не помогли. Глава города отказывается прислушаться к нашему крику о помощи. А это настоящий крик о помощи, потому что условия, в которых нам предлагают работать, предлагаемые обстоятельства совершенно невыносимые. Это может просто-напросто погубить «Бенефис». Наша публика, наши исполнители просят, оставьте нам наши концерты, дайте нам работать. Но отклика нет.

Вот сейчас пошел уже новый виток этого постыдного для властей дела. Уже наши артисты, настоящие звезды, вынуждены взяться за перо. Примы Пермского театра оперы и балета, заслуженные артистки России Светлана БОРОВИКОВА и Ирина КОТЕЛЬНИКОВА написали письмо на имя мэра Шубина и губернатора ЧИРКУНОВА, в котором просят помочь театру «Бенефис». За что я им благодарен. Даже не благодарен, я восхищаюсь ими! Сейчас под этим письмом подписываются и другие артисты. Была идея предложить подписать это письмо и публике, которая придет на наш концерт. Не знаю, стоит ли. Люди придут слушать музыку, а мы их своими проблемами будем пичкать.

– Как Вы думаете, голоса артистов будут услышаны властями?

– Пока сказать что-то по этому поводу не могу. За последнее время, признаться, я разочаровался в наших властях. И в городских и краевых. На мои письма чиновники отказываются реагировать. Может быть, все-таки прислушаются к нашим артисткам. Как– никак, а это звезды наипервейшей величины для Перми. Знаете, артисты суеверные люди. Не буду пока ничего говорить, чтобы не сглазить. Посмотрим.
Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
  • 09.12.14 - Прикамец трижды победил на всероссийских соревнованиях
  • 09.12.14 - «Медведи» впервые одолели в Санкт-Петербурге местный «Университет»
  • 08.12.14 - Выставка об исламе откроется в Перми
  • 08.12.14 - Новогодний прием главы Перми обойдется в 480 тыс рублей
  • 08.12.14 - Пермяки разделились в вопросе повышения цены на проезд
  • 08.12.14 - В Перми создан градостроительный совет
Рассылка
люстры . Камин Лайн:камины,печи,топки,барбекю,дымоходы в Москве-продажа . бурение скважин уфа . передвижные электростанции в контейнере типа "Север"