№3 (453) 30 января 2010 года

Хаматова занималась бесплатно

№3 (453) 30 января 2010 года
В Перми остался 1 дворец и 1 станция юных техников, 1 станция туризма и 2 школы театрального искусства. Все! А ведь в Пермь ездят заниматься дети из пригорода, ведь в селах края не осталось вообще ничего…

В предыдущем номере мы говорили о музыкальных школах. Что касается «немузыкального» дополнительного образования, так называемых МОУДОДов (муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей), то и здесь все поставлено с ног на голову. Чиновники-моудоды и здесь оказались весьма изобретательными.

Под эксперимент попали многочисленные дома детского творчества, клубы юных техников, экологические и туристические организации. По статусу они приравнены к общеобразовательным школам. Но на практике все учреждения дополнительного образования оказались в положении «бедного родственника» минобрнауки.

Экспериментаторы, блин

Очередное изобретение чиновников, правда, пока на уровне эксперимента – введение электронной пластиковой карты обучающегося (от 7 до 18 лет), что-то вроде водительского удостоверения, и все, что с этим связано. Ученик будет иметь право на 6 часов услуги в неделю, оплаченной из бюджета. За остальное – отдельная плата. На это новшество, предположительно, будет потрачено 400 млн бюджетных рублей. И это в то время, когда большинство МОУДОДов нуждается в капитальном ремонте, а также в осуществлении мероприятий, связанных с выполнением предписаний надзорных органов, в частности, пожарных. И это не считая оснащения школ современным оборудованием, участия детей в смотрах и конкурсах, которое также требуют денежных средств. Сейчас это зачастую происходит за счет родителей, либо педагогов.

Естественно, все это не может не вызвать негодования среди педагогов. Пластиковая карта – финансовый документ в руках несовершеннолетнего ребенка, который он, естественно, потеряет через неделю. Возникает и риск использования ее другими лицами. Скажем, ИСО (именной сертификат) выдавался только родителям детей до 14 лет. Если ребенок придет без карты, то его на урок не пустят, что повлечет за собой срыв учебного плана или работу педагога бесплатно.

Шестичасовой недельный лимит ставит под угрозу финансирование комплексных программ, которые объединяют несколько предметов, имеющих разную стоимость «учебного часа».

справка «ПО»
Муниципальная система дополнительного образования – это 31 учреждение. 1 дворец, 1 станция юных техников, 1 станция детско-юношеского туризма и экскурсий, 2 школы музыкального и театрального искусства, 5 загородных оздоровительных лагерей. 2 однопрофильных с художественным направлением.

Что делать?

Сами же педагоги предлагают отказаться от новой модели. Идея подушевого финансирования себя дискредитировала. Зачем, например, набирать в кружок картингистов 15 человек, если картингов всего восемь?

При оптимизации нарушились принципы самого процесса, то есть не изучен спрос на услуги дополнительного образования, не определено их качество и то, какие четкие цели должна преследовать оптимизация.

Педагоги говорят, что «реформы нужны и, может быть, нигде так остро, как в образовании, но осуществлять их надо поэтапно, не разрушая сложившейся системы МОУДОДов, создавая для всех равные конкурентные условия, не потеряв при этом бесценный кадровый потенциал педагогов-подвижников».

комментарий

Наталья ГАЕВА, педагог с 40-летним педагогическим стажем, режиссер детской школы театрального искусства «Пилигрим», почетный работник общего образования (кстати, с ее благословения начинался звездный путь Чулпан ХАМАТОВОЙ):

– Дополнительное образование – не обязательное. И в связи с этим вольное посещение: хочу – хожу, хочу – нет. Из тех, кто у меня записался в начале учебного года, а было 16 ребят, осталось пять. Что касается карточки, то ребенок ее обязательно потеряет. И мама будет ее за свои деньги восстанавливать. Дальше. У меня репетиции, и мне, как режиссеру, в тот или иной день нужны не все актеры. Значит, я получу меньше. Пойдем дальше. А если ребенка задержали в общеобразовательной школе? Я опять-таки лишаюсь зарплаты. То есть такая система ежедневной проверки для нашей школы не годится. Что касается дополнительной платы за обучение (свыше шести бесплатных часов в неделю) – не всем она по карману. Значит, мы опять потеряем учеников. Если говорить про новую систему, то в смысле прибавки к зарплате она ничего не дает. Кому-то, может быть, да, кому-то – нет. Но это все из одного «кармана». Если один работник получит больше, то другой, соответственно, меньше. Чувствуешь себя после этого неловко. Но это ладно, когда коллектив сравнительно небольшой. А возьмите школу? Это ведь жуть кромешная. Не по-человечески. И вообще, то, что сейчас творится в образовании – убийство.

И.о. министра образования Николай КАРПУШИН:

– Образование в школе, те знания, которые мы там получаем, на 90 процентов никогда не пригодятся в жизни, а дополнительное воспитание всегда будет востребовано. Это то, чем ребенок будет заниматься в будущем.
Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка