Выдающийся режиссер Иван Бобылев отметил свой 85-й день рождения.
Неизвестные страницы
Будущий главный режиссер Пермского академического театра драмы Иван БОБЫЛЕВ, сын дворничихи и полного георгиевского кавалера, работавшего вахтером на заводе, в 1946 году поступил в московское училище имени Щукина. Это был первый послевоенный набор.
После окончания училища был взят в труппу Московского театра сатиры. Но затем, по указанию министерства культуры, был направлен во вновь создаваемый театр в закрытом Челябинске-40 (ныне – Снежинск), чтобы ученым было нескучно работать над созданием атомной бомбы. Проработал в нем семь лет, после чего ему было разрешено покинуть это засекреченное поселение.
Попробовал свои силы в Воронеже. Затем – на стажировку в Ленинград к Георгию ТОВСТОНОГОВУ. После – Иваново, где проработал три года, и, наконец, – Пермь.
В Перми – интересно
В Перми ему было интересно. «Здесь мы продолжили идеи Станиславского. Здесь, благодаря актерам, которые переехали в Пермь из театров других городов, нам удалось создать действующее театральное сообщество».
К актерам у режиссера Бобылева отношение особое, уважительное. «Актеры – удивительные люди. Только за одну репетицию они получают столько замечаний, сколько иной человек – за всю жизнь. Но это – издержки профессии».
«У актера есть вторичное чувство: он понимает, что эта дверь – нарисована, а кинжал – из картона. Но у актера есть и свои натуральные чувства, и именно эти чувства помогают войти актерам в предлагаемое состояние. И тот, кто может войти в такое состояние, тот и артист. Это – подлинное живое чувство, и оно действует на зрителя. Это – дар Божий».
«В театре – все другое. Зрители идут в театр для того, чтобы состояние их души переменилось. Наш мозг не в состоянии приказать человеку быть в другом состоянии. А в театре это – возможно, он, наверное, воздействует на какие-то другие клетки. И я счастлив, если люди, выходя из театра, говорят друг другу: давай пойдем пешком, поговорим, помечтаем».
Не надо убивать
Этим театральным сообществом Иван Бобылев управлял без малого сорок лет. Именно при нем «пермская драма» стала академическим театром, труппа – одной из лучших в стране, а на знамени театра появился орден Трудового Красного знамени. Он всю жизнь проповедовал психологический, внешне не броский театр.
Теперь от того театра практически ничего не осталось: ни названия, ни репертуара, ни самой психологической драмы… И здание стало другим, да и зрительный зал уменьшился почти на треть, а в фойе со стен исчезли портреты его актеров…
«Сейчас – совсем другой театр. Скажем, были художники Саврасов и Левитан, оба входили в Товарищество передвижников, но были совершенно не похожи друг на друга. Однако это не мешало им совместно существовать, всем хватало места. Я не против современного театра. Я хочу сказать, что не надо убивать. Это жестоко. И те, кто это делает, убивают не традиции. Они убивают искусство.
В США театры с матерщиной находятся на задворках городов. Их нет на Бродвее. Хочешь смотреть – поезжай на окраины и смотри, сколько влезет. Потому что там все – всерьез. А у нас – даже говорить не буду…».
Кто-то на юбилейной встрече режиссера со зрителями сказал, что эпоха Бобылева в пермском театре – это эпоха Возрождения. И жаль, что она закончилась.
Эпоха возрождения
№3 (453) 30 января 2010 года
Автор: Екатерина Оборина