Об этом шел наш недавний разговор с бывшим генеральным директором ОАО «Уралкалий» Александром Поликшей.
Александр ПОЛИКША обратился с открытым письмом к губернатору Пермского края Олегу ЧИРКУНОВУ и главе Усольского района Геннадию ШЕХМАТОВУ.
справка «ПО»
Александр Поликша – генеральный директор ОАО «Уралкалий» (1988-2000). Родился в 1942 г. в Красноуральске (Свердловская обл.); кандидат технических наук, доктор коммерции, академик Академии горных наук; 1973-1988 – главный механик фабрики, директор рудоуправления; 1995-2001 – депутат Законодательного собрания Пермской обл. Почетный гражданин г. Березники. Награды: орден Дружбы народов, орден «Знак почета»; лауреат премии им. Петра Великого, отмечен знаком «За пользу Отечеству» (РАЕН), международной наградой «Хрустальный рыцарь».
|
– Александр Михайлович, с чем связано ваше обращение?
– Дело в том, что уже на протяжении многих лет мой дом находится в деревне, на берегу Камы, там прекрасные места. Ежегодно в предзимнее время и в начале зимы я вынужден обращаться в администрацию Усольского района с просьбой об очистке дороги. И, к сожалению, из года в год это не выполняется. В свое время мы как-то выкручивались, так как там была база предприятия, кто-то проявлял инициативу и чистил дороги. А в этом году дороги нет как таковой. Раньше дорога была хорошей, но ее укатали лесники, и с тех пор она непроезжая. С одной стороны замерзшая Кама, а с другой стороны нет дороги – вот так живут люди. Что делать? Скорая помощь не подъедет, в магазин не добраться...
И после двух посещений главы Усольского района Шехматова ничего не изменилось. Он привел мне свои доводы – мол, это политика губернатора, что надо так делать, чтоб все люди переселились из небольших деревень куда-то в центр. (Про «политику обезлюживания» Олег Чиркунов заявил сразу, как только стал губернатором, и «ПО» об этом не раз писал – прим. ред.)
Меня это возмутило, и я ответил письмом, в котором выразил все, что думаю. Ответа пока никакого, но последовал звонок одного из руководителей дорожно-строительных фирм, который просил меня посодействовать в очистке дороги…
«Вот она и молчит»
– Как вообще живет Верхнекамье?
– На малые города, села и деревни надо обратить особое внимание. Почему провели дорогу между Березниками и Пож-вой? Сначала ушли на 60 с лишним километров от берега, а потом вернулись. Там была вполне проезжая грунтовая дорога, по ней ходили автобусы. Раз уж ты строишь новую дорогу, ты подумай, какое у нее будет развитие. Я, например, всегда считал, что нужно нанизать все деревни вдоль Камы, посадить их на дорогу, тогда сразу начнется индивидуальное строительство, фермерство появится. Сегодня в Усольском районе нет ни одного фермера! Все угроблено.
В Соликамске есть фермерские хозяйства, сельхозпред-приятия, там скот выращивают, в основном на мясо. В Усольском районе нет ничего. Это показатель того, как власть относится к периферии. Там замкнули трассу Березники–Усолье–Шемейная–Городнища–Пожва–Кудымкар–выход на Москву. В принципе, там нужна дорога, она намного сокращает, разгружает эту трассу, но провели ее безграмотно – в угоду нефти, в угоду нефтяникам, которые перевозят нефть. Материальный интерес переборол интерес людской.
Но так же нельзя, нужно начинать когда-то думать и о людях! Даже наш премьер говорил об этом – надо программу «Сельские дороги» развивать, строить, организовывать. Где есть телефоны? Усольский район практически ими не оборудован. Если выехать за Усолье – там на половине пространства вообще связи нет. Таксофоны так же – где-то поставили, в каких-то деревнях, где-то их уже разбили, где-то просто не работают. Никто их не содержит.
В пунктах с населением до 100 человек на 90% живут люди преклонного возраста, и они оказываются отрезанными от мира – к ним не могут приехать и помочь их дети. И люди уехать не могут – это их край, их родина, и это надо уважать.
Руководителю Усольского района – чем меньше деревень, тем лучше – меньше забот. И второе – низкая требовательность людей – не стоит ничего просить, все равно ничего не будет.
Прихожу к главе нашего Таманского поселения, спрашиваю – почему она ничего не требует, она же глава. Она соглашается, но боится слово сказать, потому что ее могут завтра же убрать, а это ее единственный источник дохода. Вот она и молчит.
– К чему, по-вашему, может привести «политика обезлюживания»?
– Губернаторской власти надо резко изменить отношение к людям. Не должно быть второсортных людей, не должно быть дискриминированных, все мы одинаковые, живем в одном государстве.
Нельзя бросать людей – даже в малых городах! Почему Европа живет так, что там к любому дому дорога? Чем мы хуже? Да, дороги у нас длиннее, но это ведь не повод быть им хуже.
Надо чистить дорогу – чисти. В чем вопрос-то? Только в организации, в желании это сделать, больше ни в чем. Политику «обезлюживания», которую ведет губернатор, Советский Союз прошел уже один раз, с сельским населением. И так уже никого не осталось! А ведь это деревни, со своими традициями, вековые деревни. Это не лес-промхоз – организовался, потом развалился, и жителей теперь там нет. Это деревни древние, там еще Ермак свой сторожевой пост держал.
А на третий раз не отпустим вас!
– Если люди начнут требовать, выражать свой протест, они добьются результатов?
– Людской протест – это хорошо. Можно выходить на улицы и заявлять о своем мнении. А если б люди приходили к главе района, садились перед ним и, стукнув кулаком по столу, требовали: «Чисти дорогу, или мы отсюда не уйдем!» – был бы результат. Один бы раз выгнали, второй, а на третий дорогу бы начали чистить.
Нужно добиваться и требовать, ничего в этом нет сверхъес-тественного – мы требуем свое, для себя, для людей.
Между человеком и чиновником не должно быть расстояния. Сейчас многие чиновники общаются с людьми в Интернете – это полезно тем, что можно увидеть конкретный взгляд на тот или иной проект, понять, что действительно людям нужно. Но если этого нет – хоть заобщайся, пользы это не принесет. Надо вести определенную политику, и надо, чтобы она работала.
– Вы сказали, что раньше ситуация с сельскими дорогами была лучше из-за инициативы предприятий. Сейчас такое возможно?
– Раньше простому человеку было гораздо проще достучаться до властей со своими просьбами. Так, например, все дороги по Березникам были за-креплены за предприятиями. И если ты как руководитель предприятия не почистил дорогу – получал нагоняй. Поэтому следили. Например, на площадке в ведомстве «Уралкалия» только снег пошел, работники уже, не спрашивая ничего, мчатся, садятся в грейдеры и уже чистят дорогу.
Березники: «Все решаемо…»
– Голландские специалисты, изучая природу и последствия провалов в Березниках, пришли к мнению, что в городе нельзя жить. Каково ваше мнение?
– Не знаю, в связи с чем они сделали такой вывод. В Березниках я живу с 1973 года, приехал сюда из Казахстана, из города, где превалировала цветная металлургия. Даже в то время, когда неблагополучно было в Березниках, я считал, что там намного лучше, чем в городах с цветной металлургией.
Сейчас в Березниках совершенно нормальный воздух, нормальная вода, так что не знаю, что там опасного… Они не горняки, вот и не понимают: провалы – это последствия изначальной ошибки – решения строить город над шахтами. Если бы этого не случилось, не возникло бы и таких вопросов. Да, это ошибка катастрофическая. И не только в Березниках. В районе Екатеринбурга были медные шахты мелкого залегания. Там бараки уходили под землю с людьми. Это карстовые явления, распространенная вещь. Но в случае Березников – размыв. Не карст, а провал, оттого что затопили рудник. И эти провалы засыпаются и не представляют больше угрозы.
Когда я приехал, взрывы были слышны даже в квартире. Да, люди переезжают из Березников, но не из-за провалов, а из-за сокращения производства – практически перестал существовать химический завод, строительство сократилось. Но сейчас возведение двух новых предприятий, конечно, даст толчок к увеличению населения.
– В Березниках построили отдельный квартал для жителей районов, где есть угроза провала. Вы там бывали? Каковы впечатления?
– Квартал для переселения – самый обычный. Я был там, заходил в квартиры – отличные квартиры. Людей туда переселяют заранее, исходя из деформации почв на месте их предыдущего жительства. Ученые оценивают, смотрят, что внизу, что наверху. Людей предупреждают, выделяют деньги, переселяют. Насчет того, что район отдален, так и это решаемо. В шаговой доступности есть продуктовые и продовольственные магазины, а в крупные торговые центры березниковцы все равно ездят на машине.
– Вы как человек, много лет живущий в периферийном городе, что считаете самым необходимым для жителей небольших городов?
– Людям любого поколения, живущим в маленьких городах или селах, нужно то же самое, что и жителям мегаполисов: Интернет, хотя бы редкие концерты известных артистов, заведения культуры, организованные встречи. Нужно больше уделять внимания ветеранам. Сегодня, в связи с приватизацией и изменением структуры предприятий, очень многие остались в стороне, один на один с собой.