Быть в авангарде самого себя – незавидная участь провинциала |
|
|
Березники стали культурной столицей Пермского края-2013.
Кварталы Березников, разбитые «квадратно-гнездовым способом», – часть героической и трагической эпохи – хранят замыслы архитекторов об идеальном городе для человека труда. Но сегодня они смотрятся уныло и однообразно, как и люди, озабоченные проблемами, среди которых провалы – главное.
Самый большой провал, расположенный недалеко от Первого рудоуправления, огорожен забором, – туда не пускают, как в запретную зону. Дома около него расселены и сейчас пугают черными окнами. И калийный комбинат, еле дышащий своими трубами, выглядит, скорее, дряхлым стариком, чем флагманом нового производства.
Около провала недавно возвели часовню, только непонятно, кому в ней надлежит замаливать грехи.
Солидарность с промышленностью
…И нигде ни слова о том, что Березники стали культурной столицей Прикамья. Единственная примета «столицы» – скромная выставка «Город-авангард» в крае-ведческом музее, где выставлены работы художников, как мест-ных, так и пермских, посвященные истории города.
Центральную часть выставки составляют произведения малоизвестного художника Фридриха Лехта, специально командированного из Москвы в 1930 году в Верхнекамье, чтобы на холсте и бумаге запечатлеть моменты возведения березниковских заводов.
Логотип «столицы» – кристаллики искрящейся калийной соли – лишь на фасаде ДК металлургов, где и прошла церемония открытия программы.
Около ДК монумент: некий сталевар и Юрий Гагарин гордо стоят в едином стремлении к коммунизму.
В концерте-шоу преобладали пермские артисты из Дома народного творчества «Губерния», из местных творческих сил – ансамбль бального танца, да семилетняя девчушка, звонким голосом под занавес мероприятия исполнившая песню собственного сочинения.
Игорь ГЛАДНЕВ в новой для себя роли министра, которая в его актерской профессии стала первой, с героическим пафосом, присущим служителям Мельпомены, четко поставленным голосом без устали говорил и говорил… И его речь больше походила не на спич государственного человека, а на монолог из какой-нибудь пьесы:
– Культура – тот потенциал, на основе солидарности которой с промышленностью создается новая жизнь. Культура двигает всё, в первую очередь – человеческую личность.
Когда-то Олег Табаков рассказывал, что он в провинции видел множество актеров, которые гораздо талантливее и ярче московских. «У них просто судьба сложилась иначе», – сказал тогда он. И наша задача, задача этой программы – сделать судьбу таких людей другой.
«Пермский край – территория культуры» – это огромное количество творчества, это огромное количество энергии, это огромное количество людей, которые ничего не знают друг о друге. И наша задача – их объединить. Судьба этого проекта – вера в людей.
…Просто заслушаешься. Вот если бы он еще и так работал в новой должности, цены б ему не было! Действительно, на сцене он чувствует себя более свободно и непринужденно, чем на заседании какой-нибудь комиссии по художественному образованию.
Программа
для людей
Самое интересное, что никто – ни глава города Сергей ДЬЯКОВ, ни начальница местной «культуры» Ольга ВЛАСКО, ни тем более Игорь Гладнев – ни словом не обмолвились о том, что же все-таки представляет собой программа «Березники. Город-авангард», чем она оказалась лучше программ других городов? Это первое. Второе, на презентации программы обычно присутствуют авторы и исполнители программы. Не мэр же Березников, в конце-то концов, ее изобрел? Но их почему-то не было. Со сцены «Металлурга» тоже никто не сказал о программе, кроме общих слов о «месте культуры в современном обществе» и «ее влиянии на все остальные сферы человеческой деятельности».
Сергей Дьяков: «Культура изменяет человека, и он становится тем, кем был рожден. Для нас главное – открыть таланты, а затем их вырастить.
Сегодня Березники – центр культуры Пермского края, завтра станет центром спорта, послезавтра – центром образования. Нельзя отделять культуру от спорта, спорт от образования, образование от чего-то еще. Главное – поставить цель, а жители ее выполнят обязательно».
Ольга Власко: «Эта программа для людей. Мы хотим найти тех, кто хочет творить, но не знает, где применить свои таланты».
Очередь на звание
Из беседы с чиновниками стало понятно, что в программу войдут такие мероприятия, как увековечение памяти земляков на мемориальных досках, создание мастерской скульптора Юрия УСТИНОВА (изваявшего памятники поэту Алексею Решетову и погибшим в локальных войнах березниковцам), ремонт фасадов сталинских домов.
Одна из задач – отремонтировать за 176 млн руб. (из которых пока есть только 50) кинотеатр «Авангард», архитектурный памятник стиля «конструктивизм» начала 30-х годов, считающийся брендом города, а затем передать его под один из театров. Правда, переезжать в это здание драмтеатр не хочет – оно не приспособлено для театральных постановок, даже если сцена будет расширена за счет зрительного зала, который с тысячи мест уменьшится до четырехсот.
Возможно, в обновленный «Авангард» переедет выросшая из самодеятельности школа балета. Сейчас оба коллектива ютятся под одной крышей в здании бывшего ДК, репетируют и дают представления на одной сцене по очереди.
Бюджет «Города-авангарда» составляет 12 млн руб. краевых денег – в качестве гранта за победу в конкурсе «Пермский край – территория культуры», плюс 3,6 млн из местного бюджета и еще 12 – от частных инвесторов.
– Дело не в 12 миллионах из бюджета, мы в культуру вкладываем гораздо больше, – уверенно говорит Сергей Дьяков.
Правда, пока этого незаметно. Как и незаметно, что Березники из столицы химии превратились в столицу культуры. Скорее всего, стать ею была одна из задач администрации, которую она с пятой или шестой попытки решила. А то куда это годится?! Какой-то Кын был столицей, Кудымкар – дважды, а Березники – ни разу.