10 июня гостем «ПО» стал заведующий кафедрой социально-культурной деятельности Пермской академии искусства и культуры, доктор педагогических наук Евгений МАЛЯНОВ.
– Почему академию прошлой осенью признали неэффективной? Что произо-шло?
– Мне уже не раз приходилось отвечать на этот вопрос. В тот список попала треть культурных вузов страны, не говоря о пермских вузах и их филиалах.
На самом деле, вуз развивался устойчиво и динамично. По отраслевой статистике федерального министерства, в списке вузов страны занимал место в середине.
Показатели эффективности пресловутого мониторинга не были соотнесены с другими показателями деятельности вузов, допустим, развитие вуза в течение ряда лет, достижения выпускников, как они устраиваются после окончания вузов, и так далее.
Учитывались лишь формальные показатели, например средний балл по ЕГЭ абитуриентов. Но этот показатель к творческим вузам имеет отдаленное отношение, особенно по специальности «художественное образование», так как здесь важно, каковы у студента талант и способности, уровень его профессионализма, с которым он приходит в вуз.
Или зарплата преподавателей. Здесь вуз целиком зависит от министерства.
Или другой показатель – объем научно-исследовательских работ. В творческих вузах на эти работы денег вообще не выделяют. В этом вопросе нас сравнивают с классическим университетом или с национально-исследовательским.
Уверен, что вторая волна мониторинга эффективности, которая пройдет в ноябре, учтет эти моменты.
Единственно серьезный показатель – объем учебных площадей, приходящихся на одного студента. Хотя и в стесненных условиях наши учащиеся добиваются хороших успехов. У нас много лет стоит недостроенное законсервированное здание. Велись разговоры о выделении средств на окончание его строительства и с бывшим губернатором Олегом ЧИРКУНОВЫМ, и с его замом по культуре Олегом ОЩЕПКОВЫМ. Но с их стороны никакой заинтересованности не было.
Программу оптимизации нашего вуза мы и разработали. Она рассчитана на три года, согласована с губернатором.
– Вашему вузу, чтобы он не был неэффективным, выделили здание бывшего ДК «Телта». Сколько необходимо средств, чтобы привести его в состояние, пригодное для учебы?
– Вкладывать надо много, реконструкцию начинать с фундамента. По моим оценкам, да и по словам Виктора Басаргина, необходимо миллионов 70. Даже больше! Но об этом лучше спросить нынешнего ректора Людмилу ДРОБЫШЕВУ-РАЗУМОВСКУЮ. Она лучше владеет ситуацией. Для меня ясно одно – сейчас на дворе июнь, а объем строительных работ очень большой, и вряд ли в этом году что-то удастся сделать.
– В вузе был открыт консерваторский факультет, причем в то время, когда Борис МИЛЬГРАМ и иже с ним активно пробивали идею создания в Перми консерватории. Как это происходило?
– Мы отстояли в Москве право создания консерваторского факультета.
Русская музыка является ориентиром – это поняли во всем мире. Поэтому в России обучается множество студентов из других стран.
По моей инициативе принято решение об открытии консерваторского факультета с 2011 года. В том году был сделан первый набор.
Это было не конъюнктурное решение, не «наш ответ Чемберлену» в лице Мильграма и Гельмана. Это был первый шаг, так как мы точно знали, что в скором времени нас переведут в статус академии. А академия позволяет иметь, кроме прочих специальностей, и консерваторский факультет. Такой опыт есть в Самаре, в Краснодаре… И мы были ориентированы на их опыт.
Не всеми на «ура» было встречено нововведение. Преподаватели понимали, что требования к ним повысятся. И студенты-выпускники понимали, что они должны быть конкурентны по отношению к выпускникам обычных консерваторий.
– Преподаватели не переучивались?
– Нет, все имеют консерваторское образование. Но самое главное, что у всех них есть опыт работы в музыкальных театрах.
– Как выпускники консерваторского факультета трудоустраиваются? Проблем нет?
– Никаких вопросов с трудоустройством не было. Скажу, что, например, вокалисты, обучаясь в вузе, участвуют в различных конкурсах, завоевывают лауреатские и дипломантские звания, их приглашают в театры. Они работают успешно не только в Перми, но и в столичных театрах.
– Раз уж Вы упомянули о Мильграме и Гельмане, то давайте поговорим о культурной политике, которую они пытались, да и сейчас пытаются проводить.
– Мы публично выступили с концепцией региональной культурной политики, которую назвали «Культурная альтернатива», именно как альтернатива «Пермскому культурному проекту» Мильграма и Гельмана. Культурная политика нашего региона, да и не только нашего, не может быть изолирована от своих собственных корней. Важен элемент социальности – она должна быть социально-культурной политикой, а не просто культурной. Но Мильграм и Гельман махали руками и говорили: «Ну что вы! Ни в коем случае! Опять эта социалка! Она затянет, отберет все наши средства».
Они напрасно всё сводят к профессиональному искусству – и в большей части, к современному, – и к фестивалям. Фестивализация всего – это их конек. А ведь культурная действительность этим не исчерпывается! Мы не туземцы, которых за бусы и зеркальце можно купить.
Пермский край – огромная территория, вмещающая несколько европейских государств. А что делается? В последнее время в крае библиотек сократилось больше, чем во всей России. Многие клубы, дома творчества «оптимизированы». Это инерционное движение под влиянием тех же лиц.
Выражен западный крен – стало больше культурной событийности, но меньше культурной самобытности. А было бы интересней, если было больше местных коллективов, особенно молодежных.
При этом фестиваль «Белые ночи» проводят в проблемное время: в вузах сессии, поэтому мы, например, толком не можем принять в «Ночах» участие, в школах – ЕГЭ, и так далее. Что касается других категорий жителей, то у одних – конец квартала (надо, к примеру, сдавать полугодовые отчеты или выполнять квартальный план), у других подготовка к отпуску, на дачах посевная работа. Поэтому проведение таких дорогостоящих меро-приятий длиной почти в месяц вызывает вопросы.
Я не против «Белых ночей». Хорошо, что они есть. Но не за счет бюджета! Можно проводить эти мероприятия, привлекая ресурсы деловых людей. Это раз. И второе. «Ночи» должны быть смотром творческих сил Пермского края – чтобы таланты со всех районов края стремились проявить себя там. Тогда и денег не жалко!
– Что для этого должна сделать академия? Каким должно быть культурное образование?
– В Москве, в Питере, в других городах есть и консерватории, и академии культуры, и академии хореографии... Но в Перми нет возможности содержать много культурных вузов. И никто не даст такой возможности. Поэтому многопрофильный вуз – очень важная модель, в составе которой и должны готовиться самые разные специалисты. При этом главы муниципальных образований должны поддерживать местные культурные центры, дома творчества. Тогда и специалисты будут востребованы. И не будет стремиться молодежь уехать в Пермь или еще куда-нибудь.
Два года назад мы предложили создать в районах информационно-культурные центры, по сути – представительства нашего вуза. С некоторыми территориями подписали договоры. Районы получили бы хорошую поддержку, уровень культурных мероприятий был бы значительно выше, работники культуры повышали бы свою квалификацию... Казалось бы, и ресурсов больших не надо – поддержи только! Но что-то не получается. Возможно, главы районов ждут указки сверху. Возможно, еще что-то.
– Есть регионы, чья культурная политика была бы Вам близка?
– Чтобы это прочувствовать, надо там жить. Судить по документам невозможно. Я смотрел программу Свердловской области и точно скажу, что она социально ориентирована – именно как программа культурного развития. В свое время я предлагал создавать программу социально-культурного развития Пермского края.
Очень важно, чтобы культура – а это лежало в основе нашей концепции – решала проблемы многих отраслей. Тогда она будет не декларативным, а социальным приоритетом. Она может и должна решать такие вопросы.
справка «ПО»
Евгений МАЛЯНОВ род. в Перми в 1950 г. Окончил среднюю школу № 69, в 1972-м – филологический ф-т Пермского педагогического института. Работал учителем русского языка, завучем по УВР школы № 27. Окончил аспирантуру в Пермском государственном университете, защитил кандидатскую диссертацию (1983).
В 1996-м путем выборов на альтернативной основе был избран ректором Пермского государственного института искусства и культуры. Доктор наук (2011, тема диссертации – социально-культурная инноватика).
В 2013 г. приказом министерства культуры РФ снят с должности ректора и назначен заведующим кафедрой социально-культурной деятельности.
Женат, четверо внуков.
№24 (625) 15 июня 2013 года (PDF)
Что получим в сухом остатке?
№24 (625) 15 июня 2013 года
Автор: Екатерина Оборина
«Стало больше культурной событийности, но меньше – культурной самобытности»