Гостиничный бизнес Перми в два раза отстает от бизнеса соседних городов-миллионников – Екатеринбурга и Казани.
В преддверии летнего туристического сезона и фестиваля «Белые ночи» аналитики компании «Инвест-аудит» исследовали обеспеченность гостиницами Перми, Екатеринбурга и Казани.
Все три города – миллионники, конкурирующие за инвестиции и туристов. Они схожи и одновременно различаются по уровню развития и степени привлекательности. Так, Екатеринбург привлекателен, в основном, для бизнеса (там, к примеру, строят деловой квартал «Екатеринбург-Сити»), Казань – для туристов (изучают культуру города, досто-примечательности). А Пермь непонятно, кого привлекает…
Эксперты пришли к выводу, что Пермь серьезно отстает от соседних мегаполисов по уровню развития гостиничного рынка.
Гостиниц у нас «негусто»…
Размер общего гостиничного фонда Перми – 1678 номеров, это в 2 раза ниже, чем в соседних мегаполисах. В Екатеринбурге и Казани – 3448 и 3597 номеров соответственно. Четверть гостиничного рынка Перми занимает отель «Урал» (олигополия).
Низкий уровень конкуренции подтверждает то, что в краевом центре имеется всего 4 крупных отеля, в которых более 100 номеров: «Урал», «Прикамье», «Амакс Премьер», а также «Hilton Garden Inn».
В Екатеринбурге половину рынка делят 7 крупнейших гостиниц. В Казани – самый высокий уровень конкуренции отелей: рынок поделили несколько примерно равных гостиничных комплексов.
Причина такой разницы в размерах фонда – более низкий уровень развития Перми по сравнению с Казанью и Екатеринбургом.
В связи с отсутствием достаточного спроса на гостиницы, в Перми практически не открываются новые комплексы. Низкий спрос подтверждают и данные Росстата за 2011 год: в гостиницах Перми совершено 786 тыс. ночевок, в Казани – 1 445 тыс., а в Екатеринбурге – 2 068 тыс.
Если говорить о качественном делении гостиниц, то в Перми вообще нет 5-звездочных отелей. Количество номеров в 4-звездочных отелях также значительно меньше, чем в Екатеринбурге и Казани.
Больше всего качественных номеров сосредоточено в Екатеринбурге. Это связано со спецификой его гостиничного рынка – основной поток гостей не туристы, а представители бизнеса.
Больше всего номеров в 3-звез-дочных отелях зафиксировано в Казани, что объясняется ориентацией города на туризм.
…и открывают их редко
Рынок гостиничных услуг рассматриваемых городов отличается и по динамике появления новых гостиниц. Естественно, больше гостиниц открывается в городах, имеющих высокий спрос.
Больше всего гостиниц, построенных до 90-х, сохранилось в Перми, причем в структуре рынка они занимают существенную долю. Наиболее заметно выделяется интервал 1980-1989 годов, когда построили гостиницу «Урал».
Во второй половине 90-х активно открывали гостиницы в Екатеринбурге и Казани, примерно равными темпами, пик приходится на вторую половину нулевых. В Перми в это время гостиничный бизнес тоже активизируется, но более низкими темпами. Отметим, что в посткризисные годы ввод гостиниц практически не сократился в Екатеринбурге. В Перми же объемы введенных гостиниц в 10-е года крайне низкие.
Тем не менее, как отмечают эксперты, рынок нашего города активизируется, ожидается открытие новых крупных гостиниц. К примеру, в центре города построят гостиницу «Hilton Double Tree» на 210 номеров.
Структура рынка гостиничных услуг Перми*
Четверть гостиничного рынка Перми занимает гостиница «Урал»
Структура рынка гостиничных услуг Екатеринбурга*
В Екатеринбурге половину рынка делят между собой семь крупнейших гостиниц
Структура рынка гостиничных услуг Казани*
Рынок Казани поделен несколькими относительно равными гостиничными комплексами
*Цифра в скобках – количество номеров на весну 2013 г.
Прицениваемся, граждане!
Различия в ориентации гостиничного бизнеса Перми, Екатеринбурга и Казани проявляются в ценах на услуги. Максимальная средняя цена на один номер оказалась в Екатеринбурге – 3320 руб./сутки. В Перми стоимость номера 2603 руб., это чуть выше, чем в Казани (2436 руб.).
Высокий уровень цен в Екатеринбурге связан с преобладанием дорогих гостиниц. Самый высокий показатель средней цены для одного человека эксперты «Инвест-аудит» зафиксировали в Екатеринбурге – 2104 руб. (в Перми – 1655 и в Казани 1411 руб.). Эти показатели характеризуют среднюю стоимость проживания нескольких человек в номере (к примеру, если город посещает несколько человек, они могут быть размещены в двухместных/многоместных номерах).
Больше всего дешевых номеров в Казани – свидетельство высокой развитости сегмента рынка. Там есть много хостелов, не предполагающих индивидуальные номера. Стоимость 1 места – от 350 руб./ночь.
В Екатеринбурге дешевых гостиниц и хостелов значительно меньше. В Перми тоже есть хостелы, предлагающие места даже за 300 руб., но их меньше, чем в Екатеринбурге и Казани.
Дорогих номеров больше всего в Екатеринбурге, средняя стоимость люкс-номера – 10 915 руб./сутки. В трех гостиницах Екатеринбурга предоставляют президентские люксы, стоимость суток в них превышает 50 тыс. руб.
Средняя цена за люкс в Казани – 9131 руб., таких сверхдорогих номеров, как в Екатеринбурге, там нет. Однако есть три гостиницы, предоставляющие номера стоимостью свыше 30 тыс. руб.
Пермские люкс-номера отличаются меньшей средней ценой – 7445 руб. И только 4 гостиницы предоставляют номера дороже 10 тыс. руб.
Один из основных конкурентов гостиничного бизнеса – аренда квартир на сутки. Только в базе одной из гостиниц Екатеринбурга было более 600 квартир.
Итак, гостиничный рынок Казани ориентирован на туристов, Екатеринбурга – на бизнес, а в какую сторону будет двигаться развивающийся рынок пермских отелей – пока непонятно.
Цены на номера в разрезе по классам гостиниц
Екатеринбург на первом месте по стоимости отелей,
Пермь – на втором, Казань – на третьем
У нас и туризм не развит…
Увеличение турпотока в Пермь даст толчок развитию гостиничного бизнеса.
По мнению экспертов, посетители тех же «Белых ночей» (на фото),
в основном, местные. О фестивалях и достопримечательностях Пермского края
в других регионах мало знают
Пермь пока только на словах позиционируют как культурную столицу и развивают туризм. Если в Перми и крае есть что посмотреть и куда съездить (фестиваль «Дягилевские сезоны» и пресловутые «Белые ночи», сплавы по рекам, аномальная зона в Молебке, грязевое лечение в Суксуне и др.), то инфраструктура развита только в краевом центре. В территориях не хватает тех же гостиниц, проката турснаряжения, проезжих дорог…
Действие предыдущей программы развития туризма закончилось в 2012 году. Летом прошлого года экспертная группа минкульта обсуждала концепцию развития туризма на 2013-2017 годы. Однако 2013 год наступил, а концепция и программа так и не приняты. Игорь ГЛАДНЕВ, и.о. министра культуры региона, обещал представить «свеженькую» концепцию (на 2014-2018 годы) в июле.
Деловой туризм в Перми тоже развит плохо. Как ранее отмечала «ПО» Елена МИРОНОВА, вице-президент Пермской торгово-промышленной палаты, в последние годы бизнес-туристы стали приезжать в регион реже, особо заметно это стало после кризиса 2008 года. Уменьшился поток иностранных делегаций, регион для иностранцев потерял инвестиционную привлекательность.
Елена Миронова: «В Прикамье невелика обеспеченность отелями. По сравнению с гостиницами Екатеринбурга, пермские отели маленькие, а их месторасположение не всегда удобное. Наиболее крупные – «Урал», «Амакс», «Нью-Стар», «Жемчужина». Хорошо, что с авиаперелетами сейчас проблем нет: рейсов к нам достаточно».
В Челябинске, Екатеринбурге и Уфе с деловым туризмом обстоит лучше. По словам Елены Мироновой, в этих городах постоянно находятся иностранные делегации.
Вице-президент Пермской ТПП отмечает, что раньше в приоритете краевого правительства было культурное развитие региона, но недостаточно внимания уделялось привлечению бизнеса в край. Как следствие – в региональном правительстве 6 лет не было управления международных и внешнеэкономических связей, которое способствовало бы привлечению в регион инвесторов. В 2012 году, после встречи губернатора Виктора БАСАРГИНА и президента ТПП РФ Сергея КАТЫРИНА, управление возобновило свою работу.
«Белые ночи» уже наполовину прошли, туристов, приехавших на мероприятие, подсчитают позже. В 2011 году фестиваль посетили 146 тыс. чел., из них –
16 тыс. туристов, в 2012-м – более 1 млн чел., из них 30 тыс. туристов.
Еще перед началом нынешних «Белых ночей» «Российская гильдия риэлторов. Пермский край» собиралась предлагать посетителям фестиваля жилье в разном ценовом диапазоне. Так, за аренду 1-комнатной квартиры в Перми с туристов собирались просить минимум 8 тыс. руб./мес., максимум – за 4-комнатную квартиру – 85 тыс. руб./мес.
комментарии
Егор ЧУРИН, генеральный директор ООО «Инвест-аудит»:
– Сравнивая Екатеринбург, Казань и Пермь, мы выделили ряд общих особенностей. Например, во всех городах основную конкуренцию гостиничному бизнесу составляет рынок аренды квартир на сутки. Также во всех рассматриваемых мегаполисах активно развивается сегмент хостелов. Большинство из них было открыто после 2005 года, и они продолжают активно завоевывать рынок.
Ольга КАРПУХИНА, управляющий директор «АМАКС Премьер-отеля»:
– Считаю, что гостиничные услуги в Перми оказывают на высоком уровне. У нас, конечно, меньше сетевых отелей, чем в Екатеринбурге и Казани, там гостиничные сети как раз развиты.
Уровень экономического развития оказывает серьезное влияние на гостиничный рынок. Екатеринбург более развит экономически, чем Пермь. Там часто проходят туристические и бизнес-форумы. Немаловажно и развитие туризма, особенно внутреннего, а в Перми и крае с этим сегментом очень тяжело. Туристов в прямом понимании в гостиницах почти нет, у нас останавливаются, в основном, представители бизнеса, прибывшие в командировку. Городские и краевые власти должны способствовать развитию туризма.
По статистике, туристы для поездок выбирают такие города, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Калининград, Казань и другие. Перми в этом списке нет вообще. Например, я о фестивале «Белые ночи» узнала только, когда приехала в Пермь в 2012 году. Это говорит о том, что краевые и городские власти не привлекают на это мероприятие туристов из других городов России. А ведь увеличение турпотока – это толчок для развития края.
В Перми есть четыре крупнейшие гостиницы, и нас это устраивает. Конкуренция, конечно, маленькая, по сравнению с Екатеринбургом и Казанью, но и спроса большого нет.
Сейчас, например, наш отель заполнен на 60%, и «Белые ночи» никак не повлияли на увеличение клиентов. В пик сезона (осень, весна) наполняемость «АМАКСа» составляет около 90%. Например, в Казани при высокой конкуренции в этой сфере ежедневная наполняемость гостиниц составляет около 70-80%. В Перми же с пятницы по воскресенье отели пустуют, опять-таки потому, что туристов почти нет.
Михаил КРАСНОВ, президент Пермской туристической гильдии:
– Пермские гостиницы ориентированы на бизнес, а не на туристов, и цены в них соответствующие. При этом не только русские, но и иностранные туристы предпочитают останавливаться в отелях эконом-класса. Эконом-гостиница для туристов – как минимум 3 звезды, 2/3 номеров должны быть двухместными, 1/3 номеров – для семейных пар. У наших гостиниц с этим проблема, например в «Урале» мало стандартных номеров с одной большой кроватью для семейной пары. А в Екатеринбурге, в гостинице «Большой Урал», много номеров с раздельными кроватями.
В Перми есть 2-3 гостиницы эконом-класса, востребована здесь и аренда квартир, средняя стоимость в сутки – около 1,5 тыс. руб. Пользуется популярностью хостел – на маленькой площади размещают большое количество постояльцев.
Недавно отправляли автобус в Самару на фестиваль «Рок над Волгой», на это мероприятие приехало около полумиллиона человек. Люди прибыли со всех городов страны – на автобусах, личных автомобилях, самолетах… На «Белые ночи» едут, конечно, но ажиотажа нет, посетители в основном местные.
Ольга ЗЕМЦОВА, генеральный директор ЗАО «Пермтурист»
(гостиница «Урал»):
– Сказать, что гостиничный рынок Перми развивается медленно, – неправильно, но он не стабилен. В последние годы качество предоставляемых услуг в гостиницах повышается.
К сожалению, сегодня объем загрузки отелей оставляет желать лучшего. Главная проблема – сезонность. Было бы здорово, если бы городские мероприятия приходились на периоды спада в отелях. У нас, например, в июне высокая загрузка, но связано это не только с фестивалем «Белые ночи». Большинство приезжающих ориентированы на бизнес. Во время фестиваля загрузка увеличилась примерно на 10%, это крайне мало. Проекту «Белые ночи» не хватает пиара на федеральном уровне, поэтому и поток туристов невелик.
В Прикамье много красивых мест, но недостаточно развита инфраструктура. К тому же, закрыли Информационно-туристический центр – тоже отнюдь не позитивная тенденция.
Хороший пример в развитии внутреннего туризма – наши партнеры: центр «Зеленый ветер» самостоятельно планирует и организовывает туры. Нашим властям нужно поддерживать подобные начинания. Одного-двух мероприятий международного масштаба, таких как «Белые ночи», недостаточно.
Вообще, в центральных СМИ о Перми говорят только тогда, когда происходит что-то негативное, а положительные начинания никак не освещаются. Так откуда взяться большому потоку туристов? Но мы верим, что ситуация изменится к лучшему.
№24 (625) 15 июня 2013 года (PDF)
Ну, погоди!
№24 (625) 15 июня 2013 года
Автор: Евгения АХМЕДОВА
Размер общего гостиничного фонда Перми в два раза меньше, чем в ближних мегаполисах. Одна из причин этого – более низкий уровень развития нашего города