Желание мэрии разобраться с уличными павильонами может плохо закончиться для хозяев торговых точек.
История мини-рынка "Куйбышевский" официально завершилась согласием и "конструктивным диалогом". Фактически, городская администрация настояла на своем: "дикому" рынку в центре города места нет. Опыт не научил муниципальные власти тонкостям обращения с малым бизнесом. Параллельно с официально декларируемой "поддержкой малого предпринимательства" идет и процесс унификации мелкорозничной торговли, предполагающий приведение ее в соответствие с особенностями градостроительства.
Столь привычные теперь "павильоны" и "мини-маркеты", согласно плану застройки города, проходят как объекты временного строительства. Законодательство, однако, существование таких объектов не предусматривает, следовательно, их появление, как минимум, свидетельствовало о благоволении администрации города к сегменту малого предпринимательства. Как отмечают сами участники этого бизнеса, взаимопонимание между ними и представителями органов власти, казалось, было достигнуто в 1999 году, когда на "круглом столе" с участием главы города было принято решение продлить срок действия предоставляемой бизнесменам аренды до трех лет. Однако в 2003 году муниципалитет ограничился годовым пролонгированием арендных договоров. Размещение объектов регулируется строительными нормативами (СНИП), которые определяют так называемые "красные линии" (границы, в которых разрешено капитальное строительство). При этом абсолютное большинство существующих сейчас объектов в СНИПы не укладывается. Однако и отсутствие должного юридического статуса, и нарушение архитектурных рекомендаций до настоящего момента решалось "в рабочем порядке".
Первым шагом "в сторону" стало решение городской администрации отменить действие постановления, регламентировавшего установку всех объектов мелкорозничной торговли. Фактически это значит, что малый бизнес снова должен доказать свою жизнеспособность. Но продемонстрировать правомерность размещения объекта, по указанным причинам, смогут далеко не многие.
Тот, чей павильон окажется "в границах", будет вынужден проходить процедуру "единого окна", которая состоит из восьми регламентов. Кроме определенных финансовых издержек, это предполагает и значительные временные затраты.
Соответствием всем СНИПам и прохождением "единого окна" инициатива чиновников, однако, не ограничивается. После того, как правомерность существования объекта мелкорозничной торговли на конкретной площадке будет доказана, за право арендовать его смогут побороться сразу несколько предпринимателей. Открытый конкурс, по предположению чиновников, сможет выявить наилучшего предпринимателя. Радость последнего, однако, не продлится долго - возвести новое сооружение вместо ликвидированного он будет должен за свой счет. Взамен на несколько лет его освободят от арендной платы. Однако законодательные механизмы, которыми будет пользоваться предприниматель после победы в конкурсе и до создания нового "объекта мелкорозничной торговли", пока не известны.
В том случае, если объект мелкорозничной торговли не входит в "красные линии", он должен перейти в муниципальную собственность. Чем "временный объект", принадлежащий муниципалитету, принципиально отличается от оного же, находящегося в частной собственности, не совсем понятно.
Кроме морального фактора (вряд ли предприниматели с энтузиазмом будут расставаться со своим "детищем"), причиной взаимного непонимания чиновников и бизнесменов станет сфера материальная. В частности, представителей бизнеса настораживает тот факт, что размер компенсации за перевод объекта в муниципальную собственность будут определять шесть фирм, отобранных по конкурсу. Даже если оставить вне обсуждения качественные характеристики "аккредитованных" таким образом учреждений, возникает вопрос адекватной оценки. По словам предпринимателей, им вряд ли будет предложена большая цена: павильоны, кроме электросети, не оснащены никакими коммуникациями.
С другой стороны, многие павильоны, особенно в "формате" остановочных комплексов, имеют коллективных владельцев.
По словам самих бизнесменов, они сейчас пребывают в "подвешенном состоянии". Они подчеркивают, что под гарантии стабильного существования готовы взять на себя реализацию определенных социальных программ. При этом не отрицается необходимость ликвидации отдельных объектов в том случае, если они попадают в зону расширения дороги или другого строительства. Тогда до непосредственного начала работ предприниматели согласны присвоить своим павильонам статус объекта "с ограниченным сроком действия".
В том варианте, который предлагают чиновники, наилучшей тактикой для предпринимателя может стать максимальное затягивание (и без того небыстрого) процесса "коллекционирования" всех согласований.
Таким образом, сделав весьма сомнительный сдвиг в сторону "закона и порядка", мэрия, фактически поставив под угрозу существование малого предпринимательства, сама способствует развитию неформальных механизмов функционирования этого сегмента бизнеса.
Всеволод Вешняков