Частная художественная галерея "Марис" продолжает открывать новые имена.
Три года существуя на арт-рынке Перми, "Марис" с самого начала заявлял, что его стратегические планы направлены на открытие имен в пермской живописи. Ради этого его арт-директор Вадим ЗУБКОВ неустанно, начиная с ученических работ студентов Академии живописи, ваяния и зодчества, занят поиском гениев.
На счету галереи уже была художница из Чайковского Ольга ШИРОКОВА, до появления в этой галерее мало кому известная. Сейчас она продает работы с таким успехом, что едва наберет достаточно картин для небольшой выставки - все моментально расходится.
И вот теперь темперамент и добрая агрессия арт-директора салона направлена на художника из Заостровки Алексея СОКОЛОВА, привыкшего к всевозможным выставкам во дворцах культуры. Соколов, по совету знакомых, в "Марис" явился сам - и вот вам результат. В плотном графике выставочной деятельности неизвестный живописец занял место в первых строках. Смелости галереи надо отдать должное - художник не имеет звания, не состоит в Союзе и даже не получил в свое время художественного образования. 40 лет Соколов занимается живописью как бог на душу положит.
Выставка представляет два цикла работ "Русь светлая" и "Русский Север". Это пейзажи, причем традиционные, такие, которые, по словам искусствоведа Ольги ВЛАСОВОЙ, "заставляют вспомнить о нашем славном прошлом, о передвижниках, реалистах 20 века". Но, как отмечают эксперты, "с хорошим реализмом у нас всегда было туго". Реализм Соколова светлый, лирический. В его, например, работе "Утро. Кукуштан" пермская деревня предстает как чуть не рай земной, напоминающий экзотичный южный пейзаж, какие-нибудь "Виноградники в Арле". Художник добивается столь оригинальной манеры письма за счет колористического таланта и умения передать ощущение пейзажа, свет. Во многих его камерных по формату картинах нет детальной прорисовки, он работает цветовыми пятнами.
Как говорит сам Алексей Соколов, он "чувствует пейзаж закрытыми глазами". Это же ощущение странным образом передается и зрителю, который запоминает в его вещах настроение, эмоцию, как кадр из фильма, создающий настроение. Попробуйте, например, взглянуть на "Вечер на Волге. Кремль в Угличе". В памяти останутся не детали замечательной русской архитектуры, а именно собор целиком, облитый лучами заходящего солнца.
На выставке представлены работы с временным разбросом в 40 лет: это и работы 60-х годов, и последнего года (художник продолжает активно писать). Интересно, что некоторые искусствоведы считают, что первые картины Алексея Соколова написаны лучше, чем последующие. Судя по одной из первых работ (она представлена в экспозиции) "Вечер на станции", ясно одно - хорошо художник работал сразу. Впрочем, это еще раз доказывает избитую истину, что прогресса в искусстве не существует.
В скором времени "Марис" обещает познакомить пермяков с очередным циклом Соколова. Это по-прежнему будут пейзажи, но с другой географией. Нам сулят величие и космизм первозданного океана и гор, поразившие живописца во время поездки на Камчатку, Курилы и в Якутию. По словам Соколова, он в этих картинах - "принципиально другой художник".
Карина Раушенберг