№4 (155) 9 февраля 2004 года

К власти никогда не рвался

№4 (155) 9 февраля 2004 года
"Я не считаю, что допустил грубые ошибки в 2000 году. Просто это уже не от меня зависело".

– Можно ли говорить, что экономика Прикамья сегодня поступательно движется вперед и ее положение в масштабах всей России соответствует ее потенциалу?

– Говорить о том, что экономика Прикамья сегодня имеет тенденцию к поступательному движению вперед, это просто констатировать факт. Несмотря на некоторый спад темпов промышленного производства в Пермской области в 2001–2002 годах, сегодня мы уже имеем значительно более серьезные подвижки. Достаточно вспомнить, что уровень промышленного производства в 2003 году вырос примерно на 6%. Это неплохой показатель, хотя, конечно же, у Прикамья есть возможности увеличивать этот рост при определенных обстоятельствах. Если же говорить о соответствии экономического развития региона общероссийскому в эти годы, то можно отметить, что область не отставала, хотя и вперед не вырывалась. Потенциал Прикамья значительно более мощный, по сравнению с другими регионами России, и резервы громадные, поэтому я считаю, что темпы роста могут быть повышены.

Если говорить о том, какие отрасли будут ведущими в экономике Прикамья, то надо отметить главный фактор: сырьевая направленность нашей экономики продолжает оставаться главенствующей – именно она, именно высокие цены на сырье, которое экспортируется из Пермской области, и определяют и темпы роста производства, и объемы полученных доходов. Хотя, я думаю, так будет не всегда. Достаточно такого неприятного явления, как резкое снижение цен на энергоносители на мировых рынках, в частности, на нефть. Отрадно, что последние годы нефтедобыча и нефтепереработки занимают несколько меньшее место в общем объеме доходов Прикамья, в том числе и общем объеме налоговых поступлений. Например, еще 3 года назад 40% объема бюджета получилось от нефти и нефтепереработки, сейчас эта цифра снизилась до 25%, значит, появились другие источники доходов и получения промышленной продукции. Прежде всего, нужно вспомнить о металлургии, машиностроении, впервые за последние годы выросли на 10% объемы лесной и деревообрабатывающей промышленности, набирают темпы объемы строительства. То есть развиваются такие отрасли, которые сырьевыми уж точно не назовешь.

– Какие обстоятельства, на ваш взгляд, позволят увеличить темпы роста региональных показателей?

– Определенные обстоятельства, в моем понимании, заключаются, прежде всего, в проведении некоторых защитных мер со стороны государства, со стороны региональной власти: по отношению к малому и среднему бизнесу, по отношению к бизнесу вообще. Должна быть достаточно взвешенная налоговая политика, предусматривающая, в том числе, и расширение прав налоговых действий для региона, необходима работа по привлечению инвестиций, как внутренних, так и внешних, по поиску партнеров в ключевые отрасли нашего производства. Естественно, необходима и ровная социально-экономическая и политическая обстановка. Последний фактор, кстати, сейчас имеет место быть как в России, так и в Пермской области.

– В условиях "укрепления вертикали" – имеет ли регион возможность проведения самостоятельной экономической политики?

– Когда мы ведем разговор об укреплении вертикали власти, имея в виду, прежде всего, единообразное понимание федеральных законов и обязательное их исполнение, мы подразумеваем, что это абсолютно правильно, и Президент, начав выстраивать вертикаль несколько лет назад, всем ясно показал, что это было необходимо. Но когда мы говорим об экономике, выстраивание вертикали экономической власти не является нормальным положением в государстве с рыночной экономикой и демократическим способом правления. Конечно, определенные решения в экономике должны носить общегосударственный характер. Я говорю, прежде всего, о Налоговом кодексе, о Таможенном и Арбитражном законодательстве, о Гражданском кодексе и других постулатах, которые имеют влияние на экономику. Но когда я вижу, как все большие и большие финансовые потоки из регионов стягиваются в центр, когда правительство пытается объять необъятное и руководить абсолютно всем, когда из-за просчетов, допускаемых на отдельных территориях в экономическом развитии, выстраивается тезис о том, что руководить надо из центра, и тогда этих просчетов будет меньше, – с этим я абсолютно не согласен.

Мне нравится, что очень многое в Пермской области, как в прошлые годы, так и сейчас, проводится более энергично, по сравнению с другими регионами. В частности, мы в последнем десятилетии прошлого века проводили отличную от российской налоговую политику в рамках собственной компетенции, были снижены налоги на прибыль, существовали налоговые льготы на инвестиции в собственное развитие для малого и среднего бизнеса. Эти меры позволяли производителям Прикамья действовать более уверенно, чем в целом по России. И я считаю, что сейчас, при принятии налогового законодательства, урезание регионов в налоговых правах не является нормальным явлением. Ведь если бы у регионов было больше налоговых прав, наверное, было бы проще обеспечить самофинансирование территорий.

Сегодня, когда говорят о новом законе "О местном самоуправлении", о расширении прав МСУ, подразумевают наличие средств для решения тех задач и полномочий, которые возлагаются на органы власти. А когда вместо денег одна говорильня, то о каком расширении прав местного самоуправления, о какой ответственности можно вести речь? А наличие денег определяется налоговым режимом. И если бы у региона было больше прав, чтобы определять налоговые порядки, думаю, что и в экономике, и в социальной сфере положительных моментов было бы больше. Мне кажется, что рано или поздно и правительство поймет эту ситуацию, и экономическую самостоятельность территорий расширять будут обязательно. Другое дело, что с этим расширением возникает больше ответственности у руководителя региона. И я убежден, что экономическую самостоятельность ощущать и развивать будут те руководители, которые свою ответственность понимают не как абстрактное качество, а как личную ответственность перед жителями региона. Мне кажется, что в Пермской области это понимание есть уже давно, и различные варианты экономической самостоятельности, которые прорабатываются по отношению к нашему региону, в том числе работа в условиях особой экономической зоны, – это как раз то, что и будет отличать нас и впредь от других.

– Реальна ли задача, поставленная президентом Путиным по удвоению ВВП к 2010 году, для экономики Прикамья?

– Абсолютно объективно регион всегда отличался высоким уровнем развития и высокой степенью диверсификации промышленного производства. Неслучайно, область практически всегда входила и входит в десятку крупнейших и наиболее развитых в промышленном отношении территорий РФ. Поэтому потенциал ее действительно очень большой и, наверно, можно ожидать того, что в последующие годы темпы прироста у нас будут чуть выше. Хотя бы для того, чтобы выполнить задачу, поставленную Президентом, – к 2010 году удвоить общий объем ВВП. А для того, чтобы это удвоение произошло в Пермской области, ежегодные темпы прироста должны быть 7 и более процентов. Поскольку мы в первый год после объявления этой задачи такого уровня не достигли, значит, нужно ускоряться в последующие годы. Но, в принципе, я считаю, что наш край в состоянии выполнить задачу, которую поставил Президент.

– Ваше отношение к объединению с Коми округом? Не возникал ли подобный проект в тот период, когда вы руководили Пермской областью?

– Эта идея у населения Коми округа возникла практически сразу после того, как округ стал самостоятельным субъектом Федерации, поскольку территория всегда была в составе Пермской области, и жили мы ровно. Но руководители Коми округа воспринимали это движение с неохотой, хотя все шло к тому, что рано или поздно мы соединимся.

В 2000 году этот вопрос встал очень остро. Я говорил с жителями Коми округа, областная администрация была за то, чтобы быть вместе. Но для того, чтобы эта проблема решилась, нужно было провести референдум, принять решение властных структур, прежде всего законодательных. Уже тогда было ясно, что на это уйдет, по меньшей мере, три года. Так и произошло, и слава богу, что произошло. Потому что отдельное существование Коми округа в дальнейшем могло бы иметь очень негативные необратимые последствия. Округ должен развивать свою экономику, свои производства. Но одному ему это не под силу. А сейчас, когда за его развитие несет ответственность и область, и федеральное правительство, процессы пойдут достаточно динамично.

Хотя, на мой взгляд, программа экономического развития должна была бы включать и создание товаропроизводящих субъектов непосредственно на территории Коми округа. Но еще раз подчеркиваю, что, слава богу, все поняли: объединение крайне необходимо, и этот процесс успешно завершен.

– Не возникало ли у вас желания вернуться в политику, стать депутатом, занять партийный пост?

– Желания такого не было по одной простой причине. Подросло новое поколение руководителей, которое сформировалось и начало действовать уже в условиях рынка. Перед нашим поколением стояла архисложная задача: в условиях перехода от одной общественно-экономической формации к другой, в самый сложный период, удержать область от развала, стабилизировать ее и дать импульс на развитие. Я глубоко убежден, что если бы в тот период к власти пришли молодые и неопытные люди, эту задачу решить было бы просто невозможно.

Мы сделали все, что смогли. Пусть кто-нибудь попробует сделать лучше – как говорится в старинной, очень хорошей присказке. Сейчас и в политику, и во власть пришли люди, у которых есть опыт. Этот опыт тоже получен путем проб и ошибок, вместе с тем поколением, которое руководило в последнем десятилетии 20-го века, и мне думается, что сейчас им не следует мешать. Они на правильном пути, они получили область в хорошем состоянии и сумели не просто удержать ее, а развивать.

Что касается политических устремлений, то я вас уверяю, что у меня никогда не было в качестве самоцели участие в политике. Да и к власти я очень-то не рвался. Моей главной задачей было соответствовать той ответственности, которую на меня возлагало население. И команда наша была тоже озабочена не тем, как бы вырваться куда-то – в Госдуму, например, а тем, как сделать жизнь населения более-менее приемлемой. Сейчас мне просто незачем идти в политику или во власть, потому что свое дело я уже сделал. Работаю у нефтяников и испытываю особое удовлетворение оттого, что вопросы, которые мне поручены на нашем предприятии, решаются удовлетворительно.

– Геннадий Вячеславович, если бы сегодня была возможность вернуться в 2000 год, в период предвыборной кампании, вы бы что-нибудь изменили?

– Скорее всего, кое-чего я бы просто не сделал. Но в условиях 2000 года – я не считаю, что были совершены грубейшие ошибки. Просто это уже не от меня зависело. Слишком грязная была кампания, и, слава богу, что сегодняшнее выборное законодательство в какой-то степени этой грязи ставит препону. Не хотелось бы, чтобы мои последователи подверглись подобному. Человек, как правило, не заслуживает такого валяния в грязи, которое допускалось прежде.

– Какие отношения сегодня у вас с Юрием Трутневым?

– У меня абсолютно нормальные отношения с областной администрацией, в том числе и с губернатором. Я знаю его как человека уравновешенного, жесткого и в то же время очень здравомыслящего. Мне импонирует и господин Темкин, которого я тоже достаточно давно знаю, другие вице-губернаторы. В частности, я очень доволен, что в администрацию вернулся Юрий Белоусов. Очень неплохо зарекомендовал себя в эти годы Олег Жданов. Он получил труднейшую отрасль, и если говорить откровенно, я даже сомневался – справится ли молодой руководитель с таким объемом. Оказалось, что он не просто справляется, а генерирует идеи. Думаю, что у него хорошее будущее.

– Поддерживаете ли отношения с вашей губернаторской командой?

– С политиками, своими бывшими коллегами, которые работают в разных отраслях, на разных должностях, я встречаюсь достаточно часто. И если кому-то бывает нужно мое мнение, моя подсказка, я всегда это делаю с удовольствием, с открытой душой. И радуюсь тому, что востребован и могу принести пользу.

Справка «ПО»
Игумнов Геннадий Вячеславович. Родился 27.10.1936 года в Губахе. С 1971 по 1983 г. возглавлял Кизеловский горисполком, с 1992 по 1996 г. являлся первым заместителем губернатора Пермской области, с 1996 по 2000 г. – губернатор Пермской области, с 2000 г. – руководитель аппарата совета директоров ЗАО "ЛУКОЙЛ-Пермь".

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
  • 08.10.14 - Прикамские власти отчитались перед федеральными по расселению аварийного жилья
  • 08.10.14 - В Перми завершен ремонт 6 дорог в рамках дополнительного финансирования
  • 08.10.14 - «Кардинального реформирования сети производиться не будет»
  • 08.10.14 - «Пермская библиотека» вновь пополнится новыми книгами
  • 08.10.14 - 3300 человек должны быть призваны в ВС РФ из Прикамья
  • 08.10.14 - В районах Перми после летнего перерыва стартуют открытые встречи с жителями
Рассылка
клуб ЦИГУН
люстры . Камин Лайн:камины,печи,топки,барбекю,дымоходы в Москве-продажа . бурение скважин уфа . передвижные электростанции в контейнере типа "Север"