№40 (191) 18 октября 2004 года

Чтобы ржа не жрала

№40 (191) 18 октября 2004 года
Рынок антикоррозионной защиты может поведать не только о своих проблемах, но и проблемах промышленников.

Интересно, многие ли пермяки видели резервуары, в которых хранится нефть? Наверное, многие. Думаю, что телевизор им в этом помог. А многие ли задумывались, кто рисует на них до боли знакомое название нефтяной компании и превращает резервуары в этаких сереньких милашек, чьи бока блестят, когда на них падает луч солнца? Не задумывались? Ну и ладно. Я тоже не задумывалась, пока не услышала от знакомого предпринимателя сочетание «антикоррозионная защита». Он мне и раскрыл тайну о том, что по всей России, на всех крупных промышленных предприятиях есть люди… с краской. Именно они и обеспечивают эстетичный вид всех конструкций, всего оборудования. Благодаря предоставляемым ими услугам промышленники могут продлить срок эксплуатации производственных зданий и сооружений, оборудования и машин.

Итак, знакомьтесь! На сцену выходит рынок антикоррозионной защиты в лице его представителей. Только давайте договоримся сразу, что сегодня мы будем вести речь именно о тех предприятиях, которые работают на промышленников. А то в сознании многих пермяков выражение «антикоррозионная защита» ассоциируется с фирмами, которые красят автомобили.

Соответствуем общей картине!

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что рынок антикоррозионной защиты (АКЗ) в России уже сложился. Причем экс-перты оценивают потенциальную емкость этого сектора российского рынка в 4-5 млрд долларов. Только нефтяники и железнодорожники обеспечивают компании АКЗ большим объемом работы: вдоль трубопроводов в России рассредоточено порядка 50 тысяч резервуаров, по стране бегают 150 тысяч грузовых вагонов и 55 тысяч нефтяных железнодорожных цистерн, которые нуждаются в ремонте каждые 5 лет. А ведь еще есть энергетическая, металлургическая и судостроительная отрасль. Одним словом, полигон для работы и развития имеется, и нешуточный.

Коррозия существует везде: при любом климате, в любой среде. Ее воздействие усиливается, когда объект находится либо в промышленной (а следовательно, агрессивной) среде, либо в широтах с высокой влажностью или многочисленными осадками. По этим характеристикам Пермскую область можно отнести к зоне «рискованного занятия АКЗ».

Так сколько же металла «съедает» коррозия? В промышленно-развитых странах ущерб от коррозии достигает 3-5% национального дохода. В России дела обстоят еще хуже. По оценкам экспертов, коррозия за год уничтожает от 25 до 30% годового объема производства черных металлов. В масштабах России это может означать то, что такие гиганты, как Магнитогорский и Нижнетагильский металлургические комбинаты работают только на компенсацию потерь от коррозии. Причем такая ситуация была характерна для нашей страны всегда.

Перед самой перестройкой в СССР было проведено интересное исследование. Выяснилось, что Советский Союз, выплавляя стали больше всех в мире, испытывает острую нехватку этого материала. В чем же дело? А все дело в коррозии. Она «съедала» львиную долю произведенной стали.

Одним словом, промышленникам, хотят они того или нет, приходится считаться с коррозией. Но в последние 10 лет руководители промышленных предприятий отодвинули проблему АКЗ на задний план, и в этом нет ничего удивительного. В начале 90-х наша промышленность находилась в подвешенном состоянии: руководство менялось чуть ли не ежегодно, заработную плату не платили. Какая же здесь забота о продлении срока эксплуатации?! Выжить бы.

Сегодня многие эксперты утверждают, что в России началась стабилизация промышленности, что предприятия могут планировать развитие своего бизнеса на 5-10 лет вперед. Именно поэтому промышленники начинают думать не о сиюминутной прибыли, а о перспективе.

Методов оценки экономических последствий коррозии множество, но в развитых странах ущерб от коррозии принято делить на прямой и косвенный.

Прямой ущерб включает затраты на замену проржавевших конструкций, недоамортизированную стоимость списанных в результате коррозии основных фондов, стоимость материалов, металлических полуфабрикатов и металлосодержащей готовой продукции, вышедшей из строя в результате коррозионного износа.

К косвенным относят те потери, которые связаны с потерей готовой продукции, полуфабрикатов и сырья из-за сквозных разрушений и растрескивания емкостного оборудования, наливных сооружений и трубопроводов; с простоем производственных фондов и уменьшением их мощности и производительности по причине коррозии; с ущербом, который проявляется в социальной, экологической и оборонной сферах жизни государства.

Согласно оценкам экспертов, косвенные потери от коррозии многократно превышают прямые. Основная задача АКЗ заключается в том, чтобы снизить, в основном, прямые расходы и частично косвенные.

А расходов промышленное предприятие, если не будет предпринимать никаких мер, может накопить огромное количество. Так, по оценкам разных экспертов, годовые убытки от коррозии на территории стран СНГ составляют от 60 до 80 млрд долларов. Причем на сегодняшний день можно говорить о том, что многие производственные здания и сооружения близки к предаварийному состоянию.

К такому мнению эксперты пришли, рассуждая логически. Как известно, срок эксплуатации металлоконструкций в различных условиях среды может колебаться от 100 лет и более, а в условиях агрессивного производства он сокращается до 20-60 лет (в сильноагрессивных условиях до 6-8 лет). А теперь вспомним, что в СССР большая часть промышленных предприятий была построена в 30–70-е годы прошлого века.

По предварительным данным, в России общее количество опасных в эксплуатации производств и объектов составляет 442 единицы, в том числе в Сибири – 47, в Европейской части – 178, а на Урале – 217. Эксперты считают, что ситуация усугубляется тем, что существовавшая до перестройки система надзора и эксплуатации зданий и сооружений, антикоррозионная служба защиты конструкций и оборудования, построенные по отраслевому и территориально-республиканскому принципу, практически прекратила свое существование. Предприятия в конце 80-х – начале 90-х оказались один на один с проблемой коррозии. Но такая ситуация вскоре изменилась, и на стихийно возникшем рынке АКЗ стали появляться бригады промышленных альпинистов. Многие быстро поняли, что рынок АКЗ – это настоящая золотая жила.

Люди с краской

Все процессы, о которых говорилось ранее, в одинаковой степени свойственны как всей России, так и Прикамью.

На сегодняшний день пермский рынок АКЗ вполне укомплектован. Причем в общей группе предприятий, предоставляющих услуги по АКЗ, выделяются явные лидеры. К ним относятся Пермское управление компании «ВЫСО», «Антикор-Шилд» и «Полимер-1». Остальные же фирмы значительно уступают им по объемам производства.

Стоит отметить, что отличительной особенностью рынка АКЗ является то, что на нем представлены не только пермские компании. Так, Пермское управление компании «ВЫСО» представляет в Прикамье ЗАО «Управляющая компания «ВЫСО» (г. Ревда Свердловской области). Работают у нас компании из Волгоградской области (например, ООО «Регион»), из Екатеринбурга, Москвы. Вот как это явление объясняет директор Пермского управления компании «ВЫСО» Алексей ЛЕБЕДЕВ:

– Появление в нашей области представителей из других регионов России вполне объяснимо: каждое предприятие хочет зарабатывать деньги, а для этого нужно искать заказы. В Перми объектов, нуждающихся в антикоррозионной защите, много. Иногородние компании работают по тем же правилам, что и местные. Поэтому, по моему мнению, нет ничего страшного, что на пермских площадках присутствуют компании из Волжского, Екатеринбурга, Москвы.

С мнением Алексея Лебедева согласны далеко не все. Представители некоторых пермских компаний считают, что администрация области должна поддерживать молодых пермских коррозионистов, разрабатывать специальные программы развития. Нашим предприятиям АКЗ еще повезло, что на пермский рынок не пришли иностранцы в лице, например, югославов, которые колесят по всей России, отнимая у российских специалистов большое число заказов.

Россию обогнали

Если иностранные компании пермские коррозионщики видеть на своем рынке не хотят, то иностранным оборудованием и материалами они пользуются вовсю.

Сергей ИСУПОВ, помощник генерального директора ООО «Адгезия»:

– К сожалению, приходится констатировать, что наиболее полно отвечают современным требованиям лакокрасочные материалы зарубежного производства. Среди них можно выделить таких производителей, как «Хемпель», «Текнос», «Амерон», «Йотун», «Стилпэйнт» и прочее. Эти компании производят профессиональные материалы с гарантийным сроком эксплуатации как минимум пять лет.

Конечно, и российские производители не стоят на месте и стараются модернизировать свое производство в соответствии с современными требованиями. Но этих усилий пока недостаточно для того, чтобы серьезно конкурировать в вопросах качества материала с зарубежными компаниями. Среди российских производителей можно отметить такие компании, как «Фабрика «Краски Хеми» (Пермь), ЗАО НПП «ВМП» (Екатеринбург), «Завод им. Морозова» (Санкт-Петербург), «НИИнефтепромхим», «М-Лак» (Санкт-Петербург).

Основная беда крупных российских заводов, выпускающих лакокрасочные материалы (ЛКМ), заключается в том, что они производят краски, разработанные еще 20-40 лет назад. Происходит это из-за того, что в России практически полностью развалены научные учреждения, занимавшиеся разработкой новых материалов. Нет средств на внедрение новых технологий и перевооружение производства. Результатом такого положения дел в отрасли ЛКМ стало то, что крупные предприятия антикоррозионной защиты практически не закупают краску у крупных российских заводов.

Совсем другое отношение у коррозионистов к небольшим современным предприятиям, которые идут в ногу со временем и поставляют на рынок качественный продукт. К тому же эти компании берут на себя ответственность за краску, то есть предоставляют краску «с сопровождением».

Алексей Лебедев:

– Основной недостаток отечественных производителей за-ключается не только в том, что многие из них производят плохую краску, но и в том, что они не хотят брать на себя ответственность за свой продукт. Для сравнения, на Западе гарантию на покрытие дает не тот, кто красит, а тот, кто производит. В России западные поставщики участвуют в выборе схем покрытия для каждого отдельного объекта, контролируют технологию нанесения, то есть с их стороны идет полное сопровождение работ на объекте до его сдачи.

В последнее время небольшие российские компании пытаются выйти на европейский уровень обслуживания – тоже ездят по объектам, проводят контрольное нанесение материалов на поверхность. Это, конечно, не может не радовать. Но пока подобные принципы не примут всеобщего характера, коррозионисты будут предпочитать западного производителя.

Несмотря на общее негативное отношение к отечественным материалам, пермские предприятия АКЗ считают, что в ближайшее время появится производитель, который сумеет удовлетворить их запросы. Тем более что предпосылки для этого имеются.

На сегодняшний день в Пермской области существует два предприятия, которые поставляют материалы для антикоррозионной защиты. К ним относятся Фабрика «Краски Хеми» и ООО «ПроМет». Постепенно эти компании начинают внедряться на рынок АКЗ и завоевывают симпатии пермских коррозионистов.

Один из участников рынка ООО «ПроМет» появился в нашей области в 2002 году. И он, также как и «Фабрика «Краски Хеми», пытается найти на рынке АКЗ своего заказчика.

Андрей ЛЕОНТЬЕВ, директор ООО «ПроМет»:

– Наша организация была создана для продвижения на рынок г. Перми и Пермской области продукции известного в России разработчика и производителя уникальных металлических порошков, цинкнаполненных композиций для холодного цинкования стали – ЗАО НПП «Высокодисперсные Металлические Порошки». Сущность метода холодного цинкования заключается в том, что мы используем лакокрасочные композиции, содержащие в качестве пигмента высокодисперсный порошок цинка. Композиции наносятся на поверхность изделий традиционными лакокрасочными способами. После высыхания образуется покрытие с высоким содержанием цинка, которое осуществляет эффективную протекторную защиту стали от коррозии. Покрытие альтернативно тому, которое получается после горячего цинкования, но его нанесение сопряжено с гораздо меньшими технологическими затратами. Хотя метод холодного цинкования достаточно дорого-стоящ, но подобные проекты окупают себя.

Итак, пермским производителям материалов для антикоррозионной защиты есть что предложить предприятиям АКЗ, то есть монополия Запада не абсолютна. Но есть на рынке АКЗ и такой сектор, в котором не представлено ни одного отечественного производителя. Речь идет о производстве оборудования для предприятий АКЗ.

Михаил ТУМАНОВ, генеральный директор «Антикор-Шилд»:

– На сегодняшний день российские производители оборудования неимоверно отстают от своих западных коллег. Конечно, на выставках отечественная промышленность показывает и аппараты безвоздушного давления, и пневматические распылители, и многое другое. Но качество этого оборудования намного ниже западного, хотя цены практически те же. Неудивительно, что предприятия АКЗ полностью работают на импортном оборудовании. Например, используются аппараты безвоздушного давления таких марок как «Вагнер», «Кинг», «Финиш» и прочее.

Одним словом, профессиональные пермские компании АКЗ практически полностью перешли на механический способ окраски объектов. Но из-за этого перехода некоторые предприятия отрасли испытали или испытывают определенные трудности.

Сергей Исупов:

– Использование сложного оборудования предполагает наличие высококвалифицированного персонала. В этой связи хотелось бы отметить, что в настоящее время существует дефицит работников, способных надлежащим образом производить окрасочные работы механическими способами. Это происходит, в частности, и из-за того, что профессиональные учебные заведения, по крайней мере, в г. Чайковском (там расположено ООО «Адгезия». – Е. Л.), не готовят специалистов такого профиля. Поэтому компании приходится нести определенные затраты по самостоятельной подготовке соответствующих специалистов. К слову сказать, ООО «Адгезия» обучение и переобучение своих работников проводит постоянно.

На самом деле, какую бы краску ни покупало предприятие, какое бы оборудование ни завозило на объекты, без профессиональных промышленных альпинистов ничего сделать не удастся. Предприятия АКЗ вынуждены обучать свой персонал. На сегодняшний день получить диплом государственного образца о присвоении квалификации промышленного альпиниста можно только в трех городах России: в Москве, Ревде и Санкт-Петербурге.

Алексей Лебедев:

– Учебный центр при компании «ВЫСО» в г. Ревда был сформирован уже достаточно давно. Сегодня в нем обучают специалистов по специальности промышленного альпиниста. Все выпускники получают дипломы государственного образца. Кроме того, нормы и правила поведения персонала отражены в Корпоративном кодексе, утвержденном и принятом к действию в 2002 году. Тем самым компания берет на себя полную ответственность за качественную подготовку и работу персонала на объектах заказчика.

Черные пятна

Производство материалов для АКЗ, поставка оборудования и обучение персонала – это те проблемы, о которых компании АКЗ любят долго и много говорить. Но существуют и более серьезные, более темные проблемы в этой отрасли, о существовании которых предпочитают умалчивать.

Одна из них – большое количество теневых схем. Они используются многими компаниями АКЗ при получении заказов. Вот как об этом говорит в интервью журналу «Эксперт-Урал» председатель совета директоров компании «ВЫСО» Владимир ШУМАКОВ:

– Схема до гениальности проста и красива. Допустим, некой государственной нефтяной компании надо покрасить кусок трубы. Ее топ-менеджер объявляет конкурс и создает два института, которые должны провести оценку, например, двух компаний-претендентов. В первом институте претенденту № 1 ставят минус 10 баллов, претенденту № 2 – ноль баллов. Во втором институте результат обратный: претенденту № 1 дают 0 баллов, № 2 – минус 10. Поскольку формально соревнование закончилось ничьей, топ-менеджер компании сам определяет победителя – скажем, претендента № 2. Тот в знак благодарности дает откат – минимум 15% от стоимости подряда. Откат проходит через цепочку посредников и оседает в так называемой «точке оставления прибыли» – фирме, приближенной к топ-менеджеру. Поймать за руку никого невозможно.

Теперь становится понятно, почему многие пермские промышленники при упоминании слова «тендер» только улыбаются и не хотят особо распространяться о принципах проведения этого замечательного мероприятия.

Бороться с подобным положением, конечно, надо. Но как? Коррозионисты Свердловской и Челябинской области решили для начала создать некоммерческую организацию «Союз коррозионистов Урала». Учредителями союза стали: фирмы «АЗОС», «Волкомпани» и «Высотник» (г. Екатеринбург), «Высо» (г. Ревда, Свердловской обл.), «Энергопром-Стройзащита» (г. Озерск, Челябинской обл.), научно-производственное предприятие «Высокодисперсные Металлические Порошки» (Екатеринбург), фирма-производитель оборудования для антикоррозионной защиты Кiess (Германия), ЗАО Хемпель Коутингс (Санкт-Петербург), ООО НПК «Промреконструкция» (Екатеринбург).

Союз поставил перед собой такие цели как: объединение предприятий, заинтересованных в комплексном решении задачи сохранения основных фондов; формирование и развитие отрасли защиты от коррозии (в рамках строительного комплекса Урала); разработка и продвижение на рынок современных технологий защиты от коррозии; повышение безопасности эксплуатации зданий, сооружений и оборудования.

Не правда ли, все это звучит громко и заманчиво. Но как показывает российский опыт, общественные организации редко когда способны повлиять на ход событий в какой-либо сфере жизни. Но как знать, может быть, объединившиеся лидеры рынка АКЗ добьются прозрачности своего бизнеса? По крайней мере, такой возможности отрицать не следует. Хотя стоит отметить, что на сегодняшний день ни одно пермское предприятие АКЗ не является членом Союза. В чем же дело? Не верят? Не хотят? Или просто пока не выдалась свободная минутка?

Не менее глобальной проблемой, чем борьба за открытость рынка, для предприятий АКЗ является тот факт, что ежегодно отрасль несет человеческие потери. Случались подобные трагедии и на территории Пермской области.

Участники рынка АКЗ утверж-дают, что погибнуть человек может по двум причинам: либо он сам грубейшим образом нарушает технику безопасности, либо работодатель не обеспечил элементарных средств для страховки. Вот один из последних примеров: в начале сентября в Лангепасе разбился насмерть молодой высотник, который приехал туда с бригадой на шабашку. Теперь те, кто его нанял, пытаются повернуть дело так, будто бы он приехал в Лангепас один, по собственной инициативе, сам зачем-то забрался на здание и упал.

Алексей Лебедев:

– На мой взгляд, подобные вещи происходят потому, что государство до сих пор не разработало нормы допуска для выполнения подобных работ. К компаниям, предоставляющим услуги по АКЗ, не предъявляется никаких дополнительных требований. Именно поэтому по всей России действует огромное количество контор, которые нанимают на работу высотников, грубейшим образом нарушая при этом трудовое законодательство.

Появление на рынке АКЗ «левых» фирм не только увеличивает количество несчастных случаев, но и просто-напросто дискредитирует отрасль в глазах населения и промышленников.

Сергей Исупов:

– В последнее время появилась тенденция, по которой антикоррозионными работами пытаются заниматься случайные организации, стремящиеся только «сорвать куш», сознательно уменьшая стоимость производимых работ. Понятно, что ни о каком качестве в этом случае говорить не приходится. Само существование таких лиц на рынке АКЗ дискредитирует его и вызывает определенное недоверие со стороны потенциальных заказчиков, отвлекая их материальные ресурсы, которые могли бы быть задействованы для действительно качественного выполнения работ.

Думается, что представленный обзор убедил всех, что рынок антикоррозионной защиты в Перми существует. Ведь, как говорится, если есть проблемы, значит существует и их источник.
Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка