«Я обожаю пуанты, но не использую их»
№40 (191) 18 октября 2004 года
Автор: Ольга Дворянова
Модный хореограф из Минска Раду Поклитару поставит балет в Перми.
В Большом театре Раду Поклитару совсем недавно поставил балет «Палата № 6». В нашем городе он приступил к работе над балетом-оперой Курта Вайля «Семь смертных грехов». Репетиции уже начались, а премьера за-планирована на конец ноября.
Всем ценителям современного искусства следовало бы молиться о том, чтобы не было гололеда или надеяться на качественную уборку городских улиц. Потому что все самые интересные идеи Раду приходят во время очень быстрой ходьбы с включенным плеером. Как говорит сам хореограф, придумывать балет здесь ему будет очень сложно, «идеи будут скользить».
– Раду, два года назад в Москве вас никто не знал, а сейчас в балетном мире вы – фигура первого ряда. Популярность и востребованность пришли вместе с постановкой «Ромео и Джульетта» в Большом?
– Свою популярность мне сложно оценивать, а востребованность – да, стала выше. Но… в позапрошлом сезоне я поставил семь спектаклей, в прошлом – три, в этом – два. Так что количество постановок уменьшается.
Что касается Москвы, там я «засветился» в 2001 году на 9-м Международном конкурсе артистов балета и хореографов, получив первую премию за миниатюру «Три грузинские песни».
– А с востребованностью все в порядке?
– На мой взгляд, трудно ставить больше двух-трех качественных спектаклей в год. Лучше сделать меньше, да лучше. Не все же Морисы Бежары – тот за свою жизнь поставил больше двухсот пятидесяти. Я не чувствую, что могу работать с такой же интенсивностью. Приятней все делать медленно: «Семь смертных грехов», например, на сцене идет тридцать пять минут, в день я ставлю примерно по минуте, и остается еще две недели на корректировки.
– Как по-вашему, современный российский балет пребывает в кризисе? «Золотые маски» как-то все уезжают за границу…
– Знаете, хореографов нико-гда не бывает много. Мы сейчас смотрим на историю балета и кажется, что были и Петипа, и Горский, и Жюль Перро… Но эти имена появлялись в течение прошлых ста лет. А сейчас у нас октябрь 2004 года – ой! Кризис! Мало имен!
Вообще, хореограф – штучный товар. Есть замечательные люди, интересно работающие. У меня есть, безусловно, кумиры и среди западных хореографов. Обожаю Иржи Килиана, Матса Эка. Они абсолютные гении. Очень интересный хореограф Джон Ноймайер, у него невероятно яркое режиссерское мышление.
Считается моветоном хвалить Мориса Бежара. Но такой у меня дурной вкус – мне Бежар просто нравится. При этом на фестивалях (западные не исключение) обычно приходится видеть хореографию «средней руки»: бессюжетные балеты на электронную музыку…
Статью полностью читайте в печатной версии.