Хрен поменяли на редьку
Строительство дома началось в июне 1993 года и велось ПСП «Стройдеталь», с 1997 года генподрядчиком всего дома стала ПМК-215. По результатам изысканий, выполненных трестом «ВерхнекамТИСИз» еще в 1998 году, были даны рекомендации, которые необходимо было учесть при проектировании. А именно, не допускать обводнения склона из-за утечек из водонесущих коммуникаций и неорганизованного отвода поверхностных вод, не допускать дополнительного нагружения склона и его подрезки, при проектировании сместить здание от бровки в сторону водораздела.
Все эти рекомендации проектировщики успешно игнорировали. Дом был посажен со смещением на 10 метров не вверх, а в сторону склона, в результате подъезды дома № 1, 7 и 8 оказались нависающими над склоном, в зоне, по которой не проводились изыскания. Смещение посадки дома вызвало необходимость увеличения толщи насыпных грунтов (до 3,8 м), что дополнительно нагрузило склон. В проекте и на практике не был обеспечен отвод поверхностных и грунтовых вод с нагорной стороны, в результате фундамент здания стал естественной для них преградой. Это привело к обводнению кровли коренных пород.
Свою лепту в организацию будущей техногенной катастрофы внесли и строители. Они еще более сместили здание в сторону склона. Из-за этого часть свай длиной 5 метров не достала до коренных пород. Подпорную стенку запроектировали и построили с отступлением от действующих норм и не в том месте.
Все это безобразие было принято приемочной комиссией в качестве пригодного к эксплуатации жилого дома, о чем 25 декабря 1998 года был составлен акт. А уже в мае 2000 года дом «поплыл». После трехдневных дождей подпорная стенка обрушилась, 12 погонных метров пожарного проезда (для несведущих – более широкий, чем обычно тротуар вдоль дома) было смыто в овраг, по всему дому пошли трещины. Что было дальше – всем известно.
Любопытно понаблюдать даже не за тем, как чиновники пытаются выровнять ситуацию, какие варианты решения проблемы у них возникают. Интереснее всего, как они выгораживают друг друга, стараются не заметить одни факты и выпятить другие.
Раскрываем акт приемочной комиссии от 98-го года. Среди сонма подписей и печатей выделяем одну. Это Г. Горбушина, главный специалист городской архитектурно-строительной инспекции. Ее слово, надо полагать, было решающим, без ее согласия в акте не появилось бы следующей формулировки: «Предъявленный к приемке жилой 134-квартирный дом по ул. Гашкова, 28 «б, в» выполнен в соответствии с утвержденной проектной документацией и требованиями нормативных документов…». А оказалось – нет.
Дом не выполнен в соответствии с проектом и нормативам не соответствует. И что? Где-то когда-то в течение семилетней войны жильцов со строителями и чиновниками эта фамилия всплыла на поверхность? Какую-то ответственность понесла главный специалист ГАСН?
Посмотрим. Берем следующий документ. Вот в соответствии с распоряжением главы г. Перми Аркадия КАМЕНЕВА № 72 от 25.03.05 создается комиссия по выявлению причин аварийной ситуации дома на ул. Гашкова. Цель – расследовать обстоятельства и установить виновных лиц и организации. Комиссия трудилась в поте лица и из всех причин нашла только одну – перенасыщение откосов склона оврага грунтовыми и техногенными водами. А ответственных и вовсе не нашлось. Почему?
Да потому, что увидели только то, что захотели увидеть. Пусть так. Но хочется спросить у администрации: а что же, в свою очередь, привело к этому самому перенасыщению? Может быть, выделение изначально непригодного земельного участка или неправильное строительство, а, возможно, просто чья-то халатность и некомпетентность, послужившие первопричиной? Почему вразрез с многочисленными независимыми техническими заключениями была показана лишь малая часть всей картины?
Станут отвечать чиновники на эти во-просы? Думаю, нет. Признание собственных ошибок (пусть даже многолетней давности) – вещь вообще нелегкая, а для чиновников мысль об этом невыносима и потому, что влечет последствия. А копаться во всех этих хитросплетениях – дело не только бесперспективное, но и не нужное.
В подобных случаях за все должен отвечать глава города. В момент приемки здания в эксплуатацию администрацией Перми руководил Юрий ТРУТНЕВ. На нем и ответственность.
Скажете, он мог и не подозревать, что возникнет такая ситуация? Ну, это наша общая беда – городами и областями правят непрофессионалы. И окружают они себя – непрофессионалами. Рынок вынес на поверхность предприимчивых, энергичных, но отнюдь не самых умных и порядочных людей. Как при советской власти гуляло «мнение», что коммунист может управлять чем угодно, так и сейчас. Коммуниста, правда, поменяли на бизнесмена. Хрен – на редьку.
Что делать?
На сегодняшний день единственная форма компенсации, удовлетворяющая пострадавших жильцов, это выкуп городом их квартир по рыночной цене. Другого выхода нет, дом аварийный и может обрушиться в любой момент. Однако надо понимать, что деньги будут выделяться из городского бюджета. Возникает резонный вопрос: почему я, среднестатистический пермяк, исправно платящий налоги и ждущий, в свою очередь, от города какой-то положительной отдачи, должен оплачивать «косяки» Трутневской команды? До каких пор терпеть слияние бизнеса и власти, по вине которого одни люди становятся заложниками ситуации, а другие за это материально ответственными?
Рыба гниет с головы. Фраза довольно затертая, но актуальности своей не теряет. Пока политика власть имущих города не поменяется, на что надежда очень слабая, мы и впредь будем регулярно слушать новости о трагедиях и катастрофах вперемежку с притворными соболезнованиями и сожалениями.
…Но вернемся к дому. Сумма компенсации жильцам нешуточная: от 160 до 190 млн рублей. Ни много ни мало – строка бюджета. Для сравнения, в 2005 году на поддержку общественного транспорта было выделено почти 167 млн, коммунального хозяйства – 162,5, на всю городскую культуру выделялось 129 млн. Все это не какие-то иррациональные числа, а деньги налогоплательщиков. И мы вправе рассчитывать на то, что они будут потрачены на улучшение жизненного пространства, а не на исправление чьих-то ошибок и ликвидацию ротозейства.
Кто возместит эти убытки бюджету?
На наш взгляд, тот, кто взялся управлять городским хозяйством, имея слабое представление о том, как это делается. Дом был принят приемочной комиссией, когда главой администрации Перми был Юрий Трутнев. Он пусть и расплачивается. Пусть поступят в областной суд исковые заявления от жителей города с требованием выплатить компенсацию непредвиденных бюджетных затрат бездарного руководства в лице Юрия Петровича. Соответчиком по делу должен выступить и Аркадий Каменев.
Давайте припомним, как бывший милиционер рьяно рвался руководить городом: целых два тура ему понадобилось, чтобы добиться победы. Теперь пусть осознает, что город – не вотчина, что власть – это не только источник неучтенных доходов, но и ответственность за ошибки предшественников.
Вот и Игорь Шубин появился на горизонте. Подключайтесь, Игорь Николаевич!
А все вместе, втроем, вы найдете и тех, кто непосредственно виноват в бедах жильцов. Если поделить эту сумму на всех, не думаю, что она окажется такой уж неподъемной. В крайнем случае, можно взять в Сбербанке кредит по номинации «на неотложные нужды».