Пятнадцатая ставка
Всякий нормальный человек решит, что коллектив, находящийся под «крышей» такого солидного учреждения, как областная филармония, не должен иметь проблем ни с выступлениями, ни с репертуаром, ни с зарплатой, как это происходит с коллективами частными или, проще говоря, негосударственными, к которым органы власти не имеют никакого отношения. А если этот коллектив еще и лауреат международных и прочих конкурсов? А если это еще, по мнению вице-губернатора Олега ОЩЕПКОВА, краевой брэнд?
Но наши иллюзии быстро рассеялись.
Ставка артиста высшей, 15-й, категории, к которой относятся артисты «Каравая», составляет 2600 рублей в месяц. При этом артист должен дать в месяц четыре сольных концерта по два отделения. Это так называемая ставка «Мастер сцены». В советское время на этой ставке «сидели» артисты ранга Пугачевой, Кобзона и т. д. «15-я ставка» – это право иметь концерт в два отделения, право на дополнительные гастроли по стране и за рубежом по линии Минкульта, право выбирать себе ансамбль для «разогрева» и конферансье, право записывать грампластинки. Наконец, «15-я ставка» – это слава и признание, это радость увидеть собственное имя, написанное на афише красной(!), а не синей краской.
Но так было раньше. А квартет «Каравай» и теперь мастер сцены в прямом и в чиновничьем смысле. Что это ему дает?
Если исходить из этих 2600 рублей, то получается, что государственные артисты зарабатывают по 600 с гаком за концерт. А сколько на артистах зарабатывает филармония? Приведем свежий пример: недавние гастроли «Каравая» по Уралу. Срок – неделя. Переезд и проживание оплачены заранее. Суточные – стольник. За неделю эта сумма превращается в 700. Чтобы нормально отобедать в чужом городе, надо истратить рублей 300 в день. Итого – 2100. Из зарплаты артиста отнимем все это и получим одну тысячу рублей. Зарубежные гастроли, естественно, приносят больше дохода, но и это только лишь за счет разницы курса рубля и доллара (евро). Скажем, до дефолта 1998 года, когда один доллар стоил 6 рублей, поездки за рубеж были просто невыгодны. Тамошние импресарио тоже не шибко спешат раскошелиться.
Вот такая реальная цена артиста, находящегося на казенной службе. И это мы говорим про за-служенный коллектив, имеющий высшую категорию оплаты! Говорить о начинающих музыкантах мы просто-напросто не будем...
«Шизгара» на балалайке
«Вот мне сказали, что Ощепков назвал «Каравай» областным брэндом, – говорит Олег Згогурин, – только это абсолютно ничего не меняет. Филармония как зарабатывала на нас деньги, так и зарабатывает. Непонятно ее отношение к музыкантам, непонятно, чего она хочет. Диалога не получается.
Мы создаем продукт. Этот продукт – наша музыка, наше искусство. Заказчик – департамент культуры в лице его начальника или кого-то еще. Филармония же в данном вопросе лишь прокатная контора, посредник. Так вот, продаем свой продукт не мы, а опять же филармония. И продает его без нас, без нашего участия.
Еще один пример. Нам говорят: мы заказываем вам, допустим, 100 концертов в год, 3 премьеры и заплатим вам за это 100 тысяч рублей. Но я говорю, что за эти деньги мы можем дать только 15 концертов. Иначе – работать в убыток себе. И опять не получается диалога. Можно привести еще множество примеров.
Понимаете, мы не рассчитываем на помощь государства, мы не просим у него денег, мы предлагаем сотрудничество на договорных условиях. Нам без разницы, где выступать: что перед королевской семьей в Дании, что в глухой деревне под Ныробом. Для нашего ансамбля никто специально не сочиняет музыку, нам приходится самим составлять себе репертуар. Мы и сценаристы, и режиссеры, и актеры в одном лице. Мы знаем свой уровень, свою востребованность у современного зрителя и не тешим себя никакими иллюзиями.
Все же удивительный это коллектив, квартет «Каравай». Вроде бы, исходя из своего названия и состава инструментов, он должен исполнять только русскую балаганную, скоморошью музыку типа «Камаринской», а сами исполнители должны быть непременно в лаптях, сарафанах и длинных рубахах-косоворотках. Однако на сцену выходят люди в строгих смокингах и черных платьях, рассаживаются и начинают щедро угощать своих слушателей зажигательными, подкупающими неподдельной искренностью и душевной теплотой мелодиями… Например, Venus (более известной в просторечии как «Шизгара») из репертуара голландской группы Shoking Blue. Кстати, возможно, поэтому название «Каравай» долго не утверждали. Почему, спросите вы? А потому, что Олег Згогурин сказал разрешительной комиссии (или, по-другому, худсовету), что «каравай» – это звонко, это реклама! Вот тут-то он и прокололся. Слово «реклама» в советское время носило негативный, буржуазный характер, а в комиссии числом человек до 30 находились представители всех срезов общества: обкома КПСС, райкома комсомола, профсоюзов, трудовых коллективов и т. д.
Но уже наступила перестройка, и название все же утвердили. Правда, через год.
Квартет «Каравай» создан при Пермской областной филармонии в 1987 году выпускником Государственной российской академии музыки им. Гнесиных (ГРАМ) Олегом Згогуриным. Квартет – лауреат VI Всеросийского конкурса исполнителей на русских народных инструментах (1990), участник различных фестивалей в 15 странах мира. Нынешний состав: художественный руководитель – заслуженный артист России Олег Згогурин (балалайка-прима), Татьяна Куликова (домра-альт), Станислав Юнкинд (балалайка-бас) и Анна Тальникова (домра-прима). Основу репертуара составляют не только русские народные мелодии, но и эстрадные шлягеры (репертуар The Beatles, Shoking Blue, CCR), «кантри», русская и зарубежная классика, романсы.