Беседы в Союзе писателей
№49 (300) 11 декабря 2006 года
Автор: Екатерина Оборина
или что мы знаем о пермских «инженерах человеческих душ».
В Центральном доме литераторов состоялось вручение литературной премии «Большая книга». Первую премию и три миллиона рублей отхватил Дмитрий БЫКОВ за биографию «Борис Пастернак», вторую (полтора «лимона») получил Александр КАБАКОВ за роман «Все поправимо», третья (миллион рублей) досталась Михаилу ШИШКИНУ за «Венерин волос». Пермский писатель Алексей ИВАНОВ с его романом «Золото бунта», чуть ли не единодушно признанный критиками и читателями главным претендентом на первое место, довольствовался лишь призом «читательских симпатий». Естественно, без материального стимула к дальнейшему творчеству. Об этом и о многом другом наш корреспондент беседовала с председателем Союза писателей Дмитрием РИЗОВЫМ.
Пермское отделение СП России существует с 1941 года. Ныне в нем состоит 34 писателя: Игорь Тюленев, Сергей Трушников, Алексей Иванов, Дмитрий Ризов и другие.
Дмитрий Ризов родился в 1938 году в Ленинграде. Член Союза писателей СССР и России, возглавляет Пермское отделение с 2002 года. Автор шести книг, среди них «Я ухожу», «Ребра России», «Ловцы», «Крапивные острова». Работает в жанре так называемой «дискретной» прозы.
– Несколько слов, Дмитрий Гилелович, об Алексее Иванове.
– Алексей Иванов – явление абсолютно выдающееся, это человек с гениальной потенцией, такого рода таланты появляются в нашем регионе раз-два в сто лет. Это фигура очень крупного, я бы даже сказал, европейского и мирового масштабов, но на этом пути делающая первые шаги. Я его знаю еще с того момента, когда он пришел ко мне с рукописью, именно с рукописью – компьютера у него тогда еще не было – своей первой книги «Чердынь – княгиня гор» («Сердце Пармы»). Он написал ее в 32 года (сейчас Алексею Иванову 37 лет – прим. ред.). Эту рукопись никто печатать не брал. Так вот те, кто учреждал премию «Большая книга», считают, что к литератору успех приходит с возрастом, а Алексей – человек молодой, еще, дескать, успеет.
– А что это за премия?
– Вообще, вокруг этой премии существует нездоровая обстановка. Во-первых, она не имеет критериев, иными словами, в ней нет разграничений по жанрам: в одной «весовой категории» выступают и прозаики, и поэты, и биографы, и эссеисты. Во-вторых, существует московская «клоака», то есть окололитературная среда, состоящая из неудавшихся журналистов и второстепенных критиков. Именно они диктуют моду на литературу в тот или иной момент нашей жизни. Хотя сами этим делом не занимаются. Именно они решают, кому быть, кому не быть. Тем более, присуждать премию какому-то провинциальному выскочке. Именно она «клоака» с наслаждением «кинула» его. Ее возмущает и вызывает чувство ревности стремительное восхождение Алексея в большую русскую литературу.
Впрочем, после приезда из Москвы ему позвонили из администрации президента и пригласили на встречу творческой интеллигенции с Владимиром ПУТИНЫМ в Санкт-Петербурге.
Неприсуждение «Большой книги» – это не непризнание его таланта. Это, если угодно, «неудавшаяся попытка» поправить свои финансовые дела за счет спонсоров (спонсорами премии выступили «Альфа-банк» и «Газпром» – прим. ред.). Писатели ведь за свой труд получают гроши и вынуждены где-то работать. Кстати, Иванов – единственный из пермских писателей, кто живет за счет литературного труда.
Алексей Иванов. Родился в 1969 году в Перми. Закончил факультет истории искусств Уральского университета. Работал сторожем, учителем, журналистом, преподавателем, гидом. В 2003 году вышла в свет его первая книга. Неоднократный номинант на премии «Национальный бестселлер», «Эврика», «Старт». Автор романов «Общага-на-крови», «Земля-Сортировочная», «Сердце Пармы», «Географ глобус пропил».
– Каково Ваше видение современной культуры и, в частности, литературы, Дмитрий Гилелович?
– Я всегда сравниваю Иванова с Виктором АСТАФЬЕВЫМ. Астафьев – гениальный писатель, но в отличие от Иванова начинал со слабых вещей. Но, окончив Высшие литературные курсы, он приехал в Пермь писателем совершенно иного масштаба. Он рос с каждым своим новым произведением. Кстати, московская «клоака» к нему также относилась плохо. Именно он поднял литературную славу России.
Лично для меня, есть Россия и есть Русь. Попытаюсь это объяснить. Вот течет Волга. Справа от нее Русь, слева Россия. Россия чуть постарше США, а Русь существует более тысячи лет, имеет свою культуру, свои традиции. Например, с Орловской областью связаны имена Бунина, Аксакова, Тургенева, Лескова… А Россия, то есть место, где мы с вами живем, в литературном плане недостаточно освоена. Произведения Астафьева, такие как «Царь-рыба», «Последний поклон», сделали этот край родным для всех, эти книги прочитавших.
Перед писателями, да и не только перед писателями, это касается всех творческих союзов, стоит задача культурного наполнения России. Власть должна создать для этого необходимые условия, что для начинающих писателей очень важно. Но она занимается дешевым пиаром. У власти патологическая недооценка того, что земля родила. Так себя вести нельзя.
Когда вся культура – литература, театр, музеи, библиотеки, музыка – находится в куче, правильную «культурную» политику выработать невозможно. Тот же Иванов для имиджа Пермского края дает гораздо больше, чем все пермское министерство культуры со всеми чиновниками вместе взятыми. Они культуру понимают по-менеджерски. Любое культурное событие – это всегда акция: премьера, перформанс, выставка… А книга не акция. Нелепо представить, что, скажем, гостя Орловской области губернатор поведет не в театр, а в библиотеку и на полдня усадит читать рассказы Лескова.
– А современные пермские писатели?
– Писатели в Перми живут на три с минусом. Не на чем оттачивать свое мастерство. Нет ни одного художественного журнала. Например, в соседнем Екатеринбурге их три. Нет серьезных книжных издательств. Хотя их много, но ни у одного из них нет свободных оборотных средств, поэтому вести издательскую политику они не могут. Это относится не только к Перми, а ко всей России. Все книжные издательства сосредоточены в Москве и Питере. Кстати, все права на издание книг Иванова купило питерское издательство «Азбука-классика». Это удивительно, когда в родном городе писатель не может напечатать свое произведение.
Кроме того, в регионах не развит рынок распространения собственной продукции. Отсюда и дороговизна книг. Молодые писатели «неконкурентоспособны», им трудно противопоставить себя классикам и «ширпотребовским» писателям. А издать книгу, если у тебя нет денег и богатого спонсора, практически невозможно. И это тоже общенациональная проблема.
Кстати, Юрий ТРУТНЕВ, когда был губернатором, пытался решить эту проблему, выделив на книгоиздательство двадцать пять миллионов рублей. Но Олег ЧИРКУНОВ это решение отменил. Нынешняя администрация принимает опрометчивые решения, не по злому умыслу, а по своему, если угодно, «недоумию». Приведу пример. Бывшая начальница ДУБУ Елена ЗЫРЯНОВА когда-то работала главбухом «Экс-Лимитед», хозяевами которого были Трутнев и Чиркунов. Спрашивается, что она понимает в культуре? Именно по ее «собственному желанию» был освобожден от должности, например, директор библиотеки имени Горького Александр СТАРОВОЙТОВ. При нем библиотека была теплым, уютным домом, где собиралась творческая интеллигенция. Там была жизнь. Теперь на его месте сидит «удобная» чиновница. Старовойтов, кстати, был неоднократно назван в США «Человеком года».
– Ну и несколько слов в заключение, Дмитрий Гилелович.
– Мы многого не просим. Мы просто истосковались по грамотному отношению к культуре. Единственное, что нам надо – это взаимопонимание с властью. Мы знаем, что на ее плечи ложится громадное количество проблем, но при всем том она не должна забывать о культуре. Мне попалась недавно книга, кого вы думаете? Адольфа ГИТЛЕРА «Застольные беседы». Я ненавижу фашистов, как все нормальные русские люди. Но вот что я у него вычитал: где-то в 1942 году он говорил: «Закончится война, и на культуру будет выделяться 70 процентов бюджета послевоенной Германии».
И последнее. Я хочу, чтобы у нас появлялись замечательные ребята, которые не кричали бы «Да здравствует Пермский край!», а делали бы хорошие вещи, этот край прославляющие.