Железные судороги
№6 (308) 19 февраля 2007 года
Автор: Франц Ксеневич, Ася Галкина
Белкомур – это железная дорога, которая должна соединить станцию Григорьевская (Пермский край) с Архангельском (все крупные порты Европы).
Нескорый поезд Пермь-Оулу
С застывшей в глазах одержимостью, вслушиваясь в таежную тишину, он ждет, когда раздастся гудок скорого поезда Пермь-Оулу. «Чокнутый», - ухмыляются и вертят у висков жители поселка Серебрянка Гайнского района Коми округа. – «Что с него возьмешь?» Почти полтинник, а семью бросил. Построил дом в лесу и живет один одинешенек. Всю жизнь лесоруб Леонид НИДЕРГАУС (фамилия не изменена, не путать с Мюнхаузеном. Ред.) мечтал о маленькой придорожной таверне. Видел себя в накрахмаленном фартуке, подносящим горячий малиновый чай замерзшим путникам. Видел себя фермером. Эх! Накормить бы отбивными, творогом, сметанкой уставших в долгой дороге людей. Но путников нет. Неоткуда им взяться. Железной дороги Белкомур, из-за которой этот самый Нидергаус, ведомый мечтой добровольно ушел в отшельники 7 лет тому назад, нет. Есть деревянный двухэтажный дом посреди вековой тайги. Печь, половики, кровать. Несколько столиков и горы, горы посуды: алюминиевые ложки, стальные тарелки, фарфоровые кружки. Назло всем и вся бармен Нидергаус дожидается гостей…
Добряки поневоле
На позапрошлой неделе Минтранс России в очередной раз одобрил проект строительства железной дороги Белкомур. Министр транспорта и связи Игорь ЛЕВИТИН самолично заявил о решении заложить проект в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России». В случае включения в программу с 2011 года проект может получить из федерального бюджета - 19, 545 млрд. рублей. Сметная стоимость Белкомура оценивается в 48, 9 млрд. рублей. В случае если «Белкомур» все-таки будет построен, перевозка уральского сырья в Европу укоротится на 765 километров. В позапрошлом году министр Левитин во время визита в Пермь тоже одобрял проект. Одобрял министр природных ресурсов Юрий ТРУТНЕВ. Белкомур при объединении был клятвенно обещан Коми округу за штамп «согласен».
Будучи президентом, одобрял Борис ЕЛЬЦИН. Одобрял полпред Сергей КИРИЕНКО и его преемник Александр КОНОВАЛОВ. Одобряли все федеральные чиновники, с визитом посещавшие Пермь и Кудымкар. Одобрять и обещать - горазды были все. А оказалось на деле реально что-то предпринять - способностей не хватило.
Ломать - не строить
За десятилетие «белкомуровской» истории на 30(!) километров реально существовавшего полотна, а по сути, на ветер из региональных и федерального бюджетов было выброшено
254 (!) миллиона рублей. Из них 25 миллионов на совести руководителей Пермской области и Коми округа.
Придумали в 1992 году этот, безусловно, полезный проект, если бы все по-человечески сделать. В 1996-ом ОАО учредили, выклянчили денежку из Москвы. Москва-то согласилась, но на деле деньги выдавать не спешила. Архангельск, сколько смог, наскреб. И Республика Коми. Торжественно серебряный костыль вбили, «километры» проложили, а тут деньги кончились.
Пока региональные власти пытались «пробить» федералов на предмет финансирования и найти инвесторов, ОАО «Белкомур» выкорчевывало километры железнодорожного полотна в Архангельской области. Рельсами-шпалами северного участка железной дороги «белкомурщики» расплачивались с подрядчиками. По словам Владимира АНАНЬЕВА, зампрокурора Архангельской областной прокуратуры, ОАО «Белкомур» задолжал ООО «Севтрансстрой» порядка 11 миллионов рублей. Демонтированными рельсами на сумму 4 миллиона общество погасило часть долга.
600 метров дороги на станции Вендинга (Коми республика) весной прошлого года местные жители сдали на чермет. Но прокуратура не проводила проверок по этому факту – «заявлений не поступало».
Пермская область с Коми округом разобиделись на «северян», когда те выторговали себе право на первоочередное строительство северного участка, и давай строить тупик на Григорьевской. Построили за две недели 25 метров, отпраздновали, костыль вбили. Это уже потом на строителя, который руководил укладкой полотна в тупике на станции Григорьевская, прокуратура уголовное дело завела - украл столько, что судебно-строительная экспертиза до сих пор устанавливает - сколько. Ладно, хоть у нас люд честный да терпеливый. 6 лет лежат эти 25 метров. Никто их пока не разобрал. Вот и весь Белкомур.
Белкомурские хроники
Почти по Рэю Брэдбери. Сколько радости было все это время в чиновничьих голосах, мол, инвесторы пришли всякие – арабские, турецкие, финские, что Европейский банк реконструкции и развития денег вот-вот отвалит - и достроим. А оказалось, что и России Белкомур не нужен. В 2005 году федерация с третьей попытки избавилась от своего пакета акций - 12, 44% за полтора миллиона рублей. Его выкупило московское ООО «Патриот». А всего в торгах приняли участие 4 физических и одно юридическое лицо.
Летом 2006 года состоялась знаковая встреча губернатора Пермского края Олега ЧИРКУНОВА и президента республики Коми Владимира ТОРЛОПОВА. Главы двух регионов договорились реанимировать строительство Белкомура.
Тогда обсуждались два варианта привлечения финансовых средств. Первый предполагал привлечение федеральных инвестиций и участие в проекте ОАО «Российские железные дороги», второй - частных инвестиций. РЖД эта магистраль, в первую очередь, не нужна. Они свои деньги на Белкомуре только потеряют. РЖД выгоднее в обход грузы и пассажиров возить. Чем дальше – тем дороже.
Но тут пришелся ко двору Вексельберг с яйцами… Заявился со своим глиноземным комплексом в Коми республике. Ему дорога нужна и АЭС пресловутая (не к ночи Атомный Клим будь помянут). И главное - денег этот Вексельберг согласился подкинуть. Чиновники задрожали от вожделения.
В продолжение конвульсий
Чиновничья «Антанта» опять поскакала по кабинетам. В конце марта в очередной раз долгострой будет обсуждаться в аппарате президента. Непонятливые региональные власти опять разевают роток на федеральный пирог. Пирог не сдается. Лет через сто, возможно, будет нам Белкомур, и заживут внуки Нидергауса настоящей жизнью фермеров-барменов.