Сегодня токари нужнее юристов
№6 (308) 19 февраля 2007 года
Автор: Татьяна СОКОЛОВА
Проблема «спрос-предложение» остается острой для работодателей и учебных заведений. Но, по мнению и тех, и других, постепенно решаемой…
Работодатели от промышленности, бизнесмены средней руки, индивидуальные предприниматели все чаще жалуются на нехватку квалифицированных рабочих кадров. Зато им в огромном количестве предлагают юристов, экономистов и бухгалтеров. Меж тем среднее профессиональное образование в Пермском крае – одно из самых крепко стоящих на ногах в России.
12 сентября 2006 года система профессионального образования Пермского края отметила юбилей – 130 лет со дня образования. Более 130 лет назад начался отсчет истории первого учебного заведения профобразования на территории Пермской губернии – Алексеевского реального училища (ныне Пермский авиационный техникум им. А. Д. Швецова).
2006 год стал юбилейным и для ряда других учебных заведений края. Широко отмечалось 90-летие Пермского государственного университета – родоначальника высшего образования на Урале. 125 лет исполнилось Пермскому техникуму железнодорожного транспорта.
Кадровый дисбаланс образовался в силу ряда причин: резкое ухудшение социально-демографической структуры, перевод финансирования учреждений профессионального образования на региональный уровень, отсутствие долгосрочных кадровых требований у предприятий, недоумение управления на местах по поводу уезжающей молодежи.
Госзаказ: да – нет – да?
Работодателям нужны высококвалифицированные рабочие, которые понимали бы, что такое производственный процесс, как он происходит. Еще два года назад в Прикамье было решено разработать и внедрить систему государственного заказа на подготовку специалистов. Что это такое? Например, руководитель предприятия знает, что в следующем году у него освободится (выслуга лет, декреты и т. д.) определенное количество рабочих мест. Руководитель обращается в минобразования края с просьбой об определенном количестве специалистов, требующихся ему в следующем году. Минобразования проводит тендер или еще каким-то законным образом бросает клич по учебным заведениям и выделяет под подготовку этих специалистов соответствующее финансирование.
В результате учебное заведение знает, на какие специальности сколько человек требуется зачислить, предприятие знает, что будет обеспечено кадрами, минобразования знает, за что платит. И все чувствуют свою причастность к развитию экономики родного края. Это в идеале.
На деле же все гораздо сложнее. Так, специалисты Центра прикладной экономики, которому поручено было разработать методику формирования госзаказа, рапортуют о своей почти готовности. Но руководители средних профессиональных учебных заведений и работодатели во многом с проектом не согласны. Споры продолжаются, меж тем уже 2007-2008 учебный год должен начаться, исходя из сформированного (!) госзаказа.
Почему так долго и сложно продвигается работа в этом направлении? «Потому что, – отвечают директора техникумов и колледжей, – госзаказ возможен только при условии наличия планов экономического развития Пермского края в целом. Подобный процесс хорошо приживается и действует в рамках развивающейся экономики». А у Пермского края – диссонанс и форс-мажор: одни отрасли развиваются интенсивно, другие вяло. Например, акционерные общества работают по принципу выбытия специалистов, то есть говорят: «В следующем году у нас должно уйти 5 токарей, 10 фрезеровщиков, 25 инженеров». Учебным же заведениям нужен прогноз хотя бы лет на пять, ведь учебный цикл – 4 года.
Должна быть понятна динамика развития каждой отрасли и каждого предприятия лет на пять, а пермские предприятия вынуждены составлять бизнес-планы от силы на год-два.
Эволюция в профессиональном образовании не состоится, если социально-экономические темпы развития края останутся такими же, как сейчас. Никакими.
И прочая «-ция…»
Интеграция, оптимизация – сколько споров, сколько нервов… Региону с трудом даются эти процессы. Сейчас конкурс и поток абитуриентов в средние учебные заведения снизился. Такая ситуация сложилась не только в регионе, но и в целом по стране. Это связано с ухудшением демографической ситуации. Снижение конкурса в сузы минус 42% (!) по отношению к 2005 году. Конкуренция среди образовательных учреждений возрастает. Сейчас в Пермском крае только государственных средних учебных заведений – 73, а вместе с филиалами и заведениями начального профессионального образования – 104, это 65 тысяч студентов. Почти армия.
Уехать из какой-нибудь глубинки Прикамья стремится подавляющее большинство молодых людей. Меж тем, со всех сторон твердят, как важно молодежь удерживать в регионах. Для примера, Кунгур. 7 учебных заведений начального и среднего профессионального образования на 40 тыс. населения. Конкуренция резко растет, а конкурс падает.
Что с этим делать? По мнению экспертов, поможет как раз интеграция учебных заведений, оптимизация средне-профессиональных образовательных программ. Итак, возьмем только пять федеральных средних учебных заведения Кунгура. Это сельскохозяйственный, автотранспортный, художественно-промышленный, лесотехнический и техникум-интернат. Техникум-интернат рассматривать не будем в связи с его принадлежностью к сфере здравоохранения, художественно-промышленный – это эксклюзивное, уникальное заведение. А остальные? Готовят бухгалтеров, менеджеров, специалистов в области обслуживания средств вычислительной техники, и все это одновременно. Причем по специальностям, определяющим статусность учебных заведений, подготовка специалистов почти не ведется. Нет леса вокруг Кунгура – нет потребности в кадрах.
Почти Англия, но Кунгур
Теперь представьте: на один Кунгур одно учебное заведение среднего профессионального образования, крупный колледж, в котором будут оптимизированы специальности: и бухгалтерский учет, и правоведение, и техобслуживание средств вычислительной техники; плюс оставлены те, которые определяли статусность того или иного учебного учреждения.
Это тот процесс, который, по мнению оптимизаторов, необходим в период спада демографии и нового подхода к интегрированным учебным заведениям. К тому же экономически необоснована численность студентов в 300-500 человек. По оценкам экспертов, в учебном заведении должно учиться как минимум 1,5 – 2 тыс., а в абсолюте – 3-4 тысячи человек. Вот тогда и себестоимость будет нормальная, и возможность преобразования в автономные коммерческие учреждения.
И это не небольшой вуз. Это хороший суз.
Конечно, каждый суз – это амбиции, это история учебного заведения. Но ряд учреждений стали университетскими филиалами: техникум железнодорожного транспорта, хотя 125 лет (!) заведению, – теперь филиал екатеринбургского университета железнодорожного транспорта. Речное училище, которое было образовано вообще в 1912 году, стало филиалом Волжской академии водного транспорта. Государственный финансово-экономический колледж стал филиалом Финансовой академии при правительстве России и т. д.
Эти процессы проходят незаметно.
Все чаще говорят о том, что образование должно проходить через всю жизнь. В Советском Союзе этого не было: поэтому и становились директорами пивзаводов литейщики и инженеры. По мнению специалистов, Россия должна перейти на качественно новую ступень многоуровневого интегрированного образования.