Слияние интересов власти и церкви становится новым бизнесом для обеих сторон.
В минувшем году основные события религиозной жизни края происходили вокруг пермской епархии РПЦ и отчасти перм-ских мусульманских общин – по причине их максимальной приближенности к административному ресурсу.
Чудо, что творят!
Одно из заметных событий-2011 произошло в Русской православной старообрядческой церкви: 16 августа митрополит Московский и всея Руси КОРНИЛИЙ освятил в Лысьве храм во имя св. Константина и Аркадия. Старообрядческая церковь умудряется почти три года подряд выпускать свою ежемесячную газету «Старовер Верхокамья», чем могут похвалиться далеко не все. Кроме этого, 11 декабря в храме Стефана Пермского прошли пятые чтения, посвященные духовному творчеству богослова и священномученика протопопа Аввакума.
Другим заметным событием стал организованный Советом протестантских евангельских церквей (СПЕЦ) молитвенный завтрак, ставший одновременно и презентацией Совета, существовавшего достаточно давно и, наконец, ставшего полноценной общественной структурой. Участниками этой необычной для Перми встречи, сочетавшей выступления и молитвы, стали 50 человек – не только протестантов, но и светских специалистов, религиоведов, журналистов, священнослужителей иных вероучений.
Появление СПЕЦ – еще одна, уже третья заявка на создание в Прикамье общественной организации, нацеленной на публичное обсуждение межрелигиозных проблем. Совет может стать успешным, если организаторы учтут опыт МКК и МРС, также декларировавших межрелигиозную коммуникацию, но не очень преуспевших. Увы, прошедший в мае симпозиум-диалог «Свобода совести и культура духовности» вряд ли сможет конкурировать с ними в этом поле. Изобретение пермских ученых и функционеров лишь подтвердило свою склонность к превращению в унылую, но пафосную говорильню, не приносящую ожидаемых результатов ни науке, ни обществу.
Любимцы власти
Деятельность местных администраций фактически посвящена не столько соблюдению интересов жителей края, сколько обслуживанию интересов двух организаций – пермской епархии РПЦ и Духовного управления мусульман (ДУМ). Это заметно и по череде административных решений, и по публичной демонстрации поддержки.
В многоконфессиональном крае такое поведение властей не может не вызывать тревоги и опасений за искусственно создаваемое напряжение между сторонниками разных организаций. И край, и государство пребывают сегодня не в том состоянии, чтобы политика «разделяй и властвуй» была бы как-то оправдана. Однако, действуя в этом тренде, Пермская городская дума передала ДУМ в безвозмездное пользование 1344,4 кв. м помещений на ул. Уральской, 81. Напомним, в сентябре 2006 года дума уже передала этой же организации здание по ул. Большевистской, 62в. По утверждению главы ДУМ Мухаммедгали ХУЗИНА, за 2010 и 2011 годы им передано около 6,5 тыс. кв. метров.
В середине декабря ДУМ получило и давно оспариваемое ими здание старой мечети в Осе с земельным участком, до этого занятое Центром детского творчества. Давний спор между поддерживаемым краевыми властями управлением и осинской общиной мусульман, издавна относящей себя к уфимскому ЦДУМ, закончился очередной победой административного ресурса.
Без него не обошлось и в продолжавшейся все лето «увлекательной» тяжбе за владение зданием Спасо-Преображенского кафедрального собора, в котором располагается Пермская художественная галерея. Большую часть года епархия пыталась активно демонстрировать свои претензии на здание, то организуя в нем богослужения, то ремонтируя купола и устанавливая на них кресты.
В итоге 22 декабря право собственности на здание было официально передано пермскому епархиальному управлению.
Не художественно осенили
Процесс передачи прав на здание галереи сопровождался таким количеством имиджевых проколов, допущенных главными действующими лицами от епархии, что радоваться приобретению им можно лишь весьма относительно. Появившиеся на стене Архиерейского дома надписи с экстремистскими признаками, конечно, не заслуживают оправдания, но очевидно, что они были спровоцированы неуклюжей возней за обладание зданием.
Не улучшили епархиальное реноме и пожар во время ремонта второго купола, и тихие репрессии в отношении нескольких преподавателей открытой при госуниверситете специальности «теология», осмелившихся критиковать епархиальные решения.
Пикантность ситуации в том, что авторитет функционеров епархии не идет ни в какое сравнение с авторитетом этих преподавателей, известных специалистов и сторонников сохранения общественных ценностей.
Однако не только светские помощники епархии подвергаются ее давлению... В конце года, неожиданно прервав довольно удачную карьеру, епархию покинул протоиерей Дмитрий ЧУГАЙНОВ. А 28 декабря из Москвы пришло сообщение о том, что игумен Варфоломей (Сибиряков) освобожден от должности намест-ника Свято-Троице-Стефанова мужского монастыря г. Перми. Эти признаки брожений внутри епархии обещают в наступившем году обилие событий в мире религий.