Очередная кадровая перестановка в художественной галерее.
Исполняющей обязанности директора Пермской художественной галереи (ПГХГ) с 11 января назначена Юлия ТАВРИЗЯН. Об этом сообщила Надежда БЕЛЯЕВА, освободившая руководящую должность в декабре прошлого года. Удерживать ее никто не стал, по словам Бориса МИЛЬГРАМА, она такая же «сермяжная фигура», как и большинство пермских деятелей культуры советских времен, и «слишком засиделась в своем кресле, галерея – не ее собственность, а края».
Беляева была директором с мая 1976 года. По ее словам, она уже получила трудовую книжку, однако пока работает в галерее «на общественных началах».
Галерея, вокзал, госпиталь
Как стало известно еще в конце прошлого года, 65-летняя руководительница галереи написала заявление об уходе 7 декабря. Причина заключалась в том, что 1 декабря 2011 года в Москве в Росимуществе состоялось совещание, на котором было принято решение о передаче здания Спасо-Преображенского собора, где сейчас располагается галерея, в собственность церкви.
Пермской епархии было рекомендовано до 31 декабря за-ключить с руководством ПГХГ договор о передаче здания собора в безвозмездную собственность сроком на пять лет. Однако «культурный» вице-премьер краевого правительства Борис Мильграм заявил, что за пять лет построить новое здание галереи практически невозможно, тем более что нет даже проекта.
В 2008 году такой проект был, и даже не один. Новая галерея должна была стать неким музейным центром, «современной художественной площадкой в музейном пространстве России». Это был первый масштабный проект со времен перестройки. Но впоследствии все проекты победителей зарубил губернатор. О впустую потраченных громадных бюджетных деньгах Олег ЧИРКУНОВ теперь предпочитает не вспоминать.
Затем под здание галереи чиновники планировали отдать несколько зданий попроще: госпиталь ветеранов ВОВ на ул. Горького, поликлинику на ул. Кирова, часть здания ПВВКИКУ, здание ПГСХА, дескать, «будущим колхозникам надо быть поближе к полям и лугам, и делать им в центре Перми нечего». Сейчас разговоры идут и о здании Речного вокзала.
Дальше – больше. В августе 2010-го на шпиле колокольни собора был установлен золоченый крест, а в начале декабря 2011-го на
главном здании поставили второй.
После этого директор галереи Надежда Беляева подала заявление об увольнении. Покинув должность директора, она и рекомендовала в качестве достойной преемницы своего заместителя Юлию Тавризян.
Варяжский марш
Мы не знаем, станет ли Юлия Тавризян реальным директором, без приставки «и.о.». Скорее всего, нет, так как пермские власти, как мы уже знаем, не очень доверяют доморощенным кадрам, особенно в вопросах культуры. Приведем один факт. 28 июля прошлого года ПГХГ посетил арт-критик, специалист по искусству ХХ века, обозреватель газеты «Коммерсантъ» Валентин ДЬЯКОНОВ. Его приезд предварил звонок Надежде Беляевой из краевого минкульта с просьбой открыть для столичного гостя все отделы хранилища галереи. Впоследствии ожидалось, что Дьяконов возглавит экспертный совет по разработке новой концепции галереи и будет работать с хорошо нам известным швейцарским архитектором Петером ЦУМТОРОМ, проектирующим для галереи новый комплекс зданий.
Планировалось, что сам Дьяконов позднее возглавит галерею в качестве новоиспеченного директора (его кандидатура была предложена Маратом ГЕЛЬМАНОМ), а члены совета затем станут руководителями отделов галереи. Так, к примеру, в качестве начальника отдела русских икон и деревянной скульптуры прозвучала фамилия Марианны ШТОССЛЬ из Германии, являющейся якобы крупнейшим в Европе специалистом в этой области.