На минувшей неделе вернулся в виртуальный мир из реальной Коста-Рики бывший губернатор Пермского края Олег Чиркунов.
Олег ЧИРКУНОВ, бывший губернатор Пермского края, в своем блоге на wordpress задумался о развитии своего бизнеса, о том, что его сеть «Семья» не работает с клиентом, а, как большинство сетей, «работает с товаром». Будучи губернатором Олег Чиркунов старательно на протяжении восьми лет избегал человека и разговоров о человеке, его не интересовали проблемы отдельно взятого жителя края, чаяния, тревоги, радости, уровень жизни населения. Олег Чиркунов мыслил бизнес-категориями: оптимизировать издержки (и неважно, что пострадают люди), избавиться от непрофиля (и опять же неважно, что это всем неудобно, и качество не улучшается), учителя и врачи у него стали «поставщиками услуг», даже патронатные родители стали «поставщиками услуг» и подписывали акты сдачи-приемки… детей.
Он пытался применить самые жесткие схемы бизнеса к огромному краю и его жителям. Не получилось. В смысле – получилось только развалить, так развалить, что сейчас созданы специальные экспертные группы, которые должны придумать, что с этим развалом делать.
И вот он вернулся в бизнес: «Первый раз за десять последних лет посетил неделю назад офис бизнеса, который когда-то был моим делом жизни. Заниматься им все эти годы я не мог в силу законодательных ограничений, да и надо признать, что не умею «отдаваться» двум делам одновременно. Так устроен мой мозг, что он может вести только одну стратегическую сюжетную линию».
Перед работниками «Семьи» Чиркунов ставит задачу: «Относиться к своим клиентам, как к членам семьи, или, как минимум, как к партнерам». По его словам, он поговорил об этом с руководством сети: «Когда-то мы вместе начинали работать, и тогда у этих совсем молодых девчонок, пришедших в сеть после студенческой скамьи, горели глаза, им все было интересно.
Сегодня они смотрят на меня со скептицизмом, они стали профессионалами в розничной торговле, а я все это время занимался неизвестно чем».
В результате владелец торговой сети «Семья» заставил руководителей магазинов завести блоги в социальных сетях по типу проекта «Шаг к цели», которым последние пару лет занимались чиновники краевой администрации, правительства, пермской мэрии. По словам Чиркунова, он договорился с директором сети «Семья» о том, что она лично будет общаться с покупателями в торговых залах.
Также он удивился тому, что цены на алкоголь в «Семье» дороже, чем в «Адвокате». Пообещал, что с этой недели «Семья» начнет работать по ценам «Адвоката», а по крепким напиткам – по ценам «Метро».
Видимо, бывший губернатор не знает, что и конфеты в «Семье» дороже, чем в фирменном магазине кондитерской фабрики «Пермская», и колбаса дороже, чем в «Мясном» или опять же фирменном магазине Кунгурского мясокомбината, овощи и фрукты дороже, чем в киосках. Да и другие продукты намного дороже, чем, например, в гипермаркете «Наш».
Единственное, что держит «Семью» на плаву, – центральные городские площадки и дешевые кредиты Сбербанка (о которых писал «ПО»). Но достались они Чиркунову не из-за успехов в бизнесе, гениальных маркетинговых идей и серьезной работы, а благодаря административному ресурсу. О том, как был захвачен участок под гипермаркетом «Семья», «ПО» не раз писал. И будь в голове владельца «Семьи» хоть одна «стратегическая сюжетная линия», хоть десять, без этого административного ресурса его бизнес не спасут никакие социальные сети. Разве что низкие цены на алкоголь...