№22 (623) 1 июня 2013 года (PDF)

Собеседник музыки

№22 (623) 1 июня 2013 года
По мнению Ольги Качалиной, в Перми талантливым музыкантам негде себя реализовать По мнению Ольги Качалиной, в Перми талантливым музыкантам негде себя реализовать

Никогда даже такое абстрактное искусство, как музыка, не было свободно от идеологии. За свою жизнь Ольга Качалина видела, как увлечение музыкой зачастую исполнено драматизма, сопряжено с трагедией и выдает воистину комические кульбиты.

 

В заумь 

В музыковеды подалась уроженка Вологды Ольга Качалина под воздействием обыкновенного гения Мориса Бонфельда – он преподавал теоретические дисциплины в музыкальном училище, куда приехал из-за «неофициального запрета» быть композитором после окончания теоретико-композиторского факультета Ленинградской консерватории. По тем временам такое было не редкость. Борис Тищенко и Валерий Гаврилин (автор балета «Анюта») – их Ольга Качалина знала по ленинградской консерватории – также были вынуждены на какое-то время уйти с композиторского отделения. 

Ей самой, уже в качестве музыковеда, тоже не удалось избежать притеснений. «Заумь!» слышала она в свой адрес на профсоюзных и партийных собраниях страшное по тем временам обвинение. 

И по какому же поводу «умничала» Ольга Качалина? Не поверите – она разработала цикл лекций по истории русской музыки до 19 века. В те времена о церковной музыке, а уж тем более о «знаменных распевах» не то что рассуждать, а и упоминать было нельзя. Однако именно этот музыкальный цикл Пермской филармонии пользовался спросом у студентов, интеллигенции. Артисты, участвовавшие в просветительской лекции-концерте, в других городах собирали полные залы.

 

В мир

Ольга Качалина проработала в Пермской филармонии 27 лет, сейчас преподает в Институте культуры и на факультете музыки педуниверситета. И весь свой ум и талант тратит на то, чтобы рассказывать о музыке так же интересно и глубоко, как когда-то делал ее великий учитель. 

Вообще, профессиональный музыковед находит ситуацию в этой области необычайно интересной. Современной музыке под силу, считает она, вслед за Штокгаузеном, Скрябиным и Пяртом взять на себя сакральную силу.

Традиционно невнятной считает Ольга Качалина обстановку в Перми. Концерты – это творчество гастролеров, в то время как выросла плеяда талантливых местных инструменталистов, которым практически негде реализовать себя: нет постоянных коллективов, а у потенциальных исполнителей-солистов мало возможностей для выступлений в открытых концертах, например в Органном зале. Очень редко они пробиваются к своим поклонникам – как, например, джазовый пианист Виталий Коваленко: сейчас его концерты собирают аншлаги. Именно на такую талантливую пермскую молодежь и надо делать ставку спонсорам и руководителям культуры. Хотя космическая активность «варягов из греков», наполнивших культурную оболочку Перми, позволяет и местным силам ярче сформировать ответ. Однако печаль в том, что на сегодняшний день более всего востребованы концерты, где исполняется самая популярная классическая музыка, шлягеры. И великая сила музыки сводится лишь к эпикурейской.

Об этом и другом Ольга Качалина позволяет рассуждать не только на своих лекциях, но и в научной работе, и в исследовательских статьях в серьезных журналах. Главное, что у пермского музыкального сообщества есть такой дорогой собеседник – слушатель и критик.

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка