Никогда даже такое абстрактное искусство, как музыка, не было свободно от идеологии. За свою жизнь Ольга Качалина видела, как увлечение музыкой зачастую исполнено драматизма, сопряжено с трагедией и выдает воистину комические кульбиты.
В заумь
В музыковеды подалась уроженка Вологды Ольга Качалина под воздействием обыкновенного гения Мориса Бонфельда – он преподавал теоретические дисциплины в музыкальном училище, куда приехал из-за «неофициального запрета» быть композитором после окончания теоретико-композиторского факультета Ленинградской консерватории. По тем временам такое было не редкость. Борис Тищенко и Валерий Гаврилин (автор балета «Анюта») – их Ольга Качалина знала по ленинградской консерватории – также были вынуждены на какое-то время уйти с композиторского отделения.
Ей самой, уже в качестве музыковеда, тоже не удалось избежать притеснений. «Заумь!» слышала она в свой адрес на профсоюзных и партийных собраниях страшное по тем временам обвинение.
И по какому же поводу «умничала» Ольга Качалина? Не поверите – она разработала цикл лекций по истории русской музыки до 19 века. В те времена о церковной музыке, а уж тем более о «знаменных распевах» не то что рассуждать, а и упоминать было нельзя. Однако именно этот музыкальный цикл Пермской филармонии пользовался спросом у студентов, интеллигенции. Артисты, участвовавшие в просветительской лекции-концерте, в других городах собирали полные залы.
В мир
Ольга Качалина проработала в Пермской филармонии 27 лет, сейчас преподает в Институте культуры и на факультете музыки педуниверситета. И весь свой ум и талант тратит на то, чтобы рассказывать о музыке так же интересно и глубоко, как когда-то делал ее великий учитель.
Вообще, профессиональный музыковед находит ситуацию в этой области необычайно интересной. Современной музыке под силу, считает она, вслед за Штокгаузеном, Скрябиным и Пяртом взять на себя сакральную силу.
Традиционно невнятной считает Ольга Качалина обстановку в Перми. Концерты – это творчество гастролеров, в то время как выросла плеяда талантливых местных инструменталистов, которым практически негде реализовать себя: нет постоянных коллективов, а у потенциальных исполнителей-солистов мало возможностей для выступлений в открытых концертах, например в Органном зале. Очень редко они пробиваются к своим поклонникам – как, например, джазовый пианист Виталий Коваленко: сейчас его концерты собирают аншлаги. Именно на такую талантливую пермскую молодежь и надо делать ставку спонсорам и руководителям культуры. Хотя космическая активность «варягов из греков», наполнивших культурную оболочку Перми, позволяет и местным силам ярче сформировать ответ. Однако печаль в том, что на сегодняшний день более всего востребованы концерты, где исполняется самая популярная классическая музыка, шлягеры. И великая сила музыки сводится лишь к эпикурейской.
Об этом и другом Ольга Качалина позволяет рассуждать не только на своих лекциях, но и в научной работе, и в исследовательских статьях в серьезных журналах. Главное, что у пермского музыкального сообщества есть такой дорогой собеседник – слушатель и критик.