№138 (36) 29 сентября 2003 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№138 (36) 29 сентября 2003 года | Культура
Карина Раушенберг

Театр вблизи

В фойе Культурно-делового центра театр разобрали по кусочкам.

Такое случилось на выставке "Театр и время", представившей театральные эскизы и костюмы, сценографические разработки пермских художников театра. Это второй проект новой "Галереи современного искусства", инициированный художником Юрием ЛАПШИНЫМ. Идея не нова – в том же Центральном выставочном зале подобные театральные выставки стали традиционной акцией, проводимой в конце каждого театрального сезона. Правда в ЦВЗ участвуют фрагменты декораций, эскизы костюмов и т. д., созданные к премьерным спектаклям. Здесь же выставка ностальгическая, ретроспективная.

Выполнена она с откровенным юмором. Те, кто бывал, знают, что Галерея расположена в верхнем фойе, попасть в которое можно только при помощи двух широких (и довольно высоких) лестниц. Если пойдете по левой, на самом верху вас встретит Цербер – мускулистый премилый мопс Тайсон-чемпион, принадлежащий скульптору из Новгорода Великого Сергею ГАЕВУ. Не пугайтесь – он из известняка. Если будете подниматься по правой лестнице, наткнетесь на убийцу-тирана с железным торсом Ричарда III, в опасном соседстве с которым стоит "Берегиня" Александры СУВОРОВОЙ из Ижевска (вторая, впрочем, не имеет жесткой привязки к тематике экспозиции).

Если удастся пройти мимо этих стражей выставки, то предстоит увидеть театральные работы трех пермских художников, двое из которых сценографией много лет уже не занимаются. Юрий Лапшин, куратор выставки, представил свои эскизы декораций в основном 70–80-х годов. Они кажутся более любопытными, чем поздние вещи.

Несмотря на риск полететь вниз, засмотревшись на красоту вдоль лестниц, понимаешь, что работы представляют собой историю. Спектакли, к которым придуманы эти модели декораций, давно уже не идут в пермских театрах, и единственная возможность получать хоть какое-то удовольствие от выставки – р ассматривать эскизы как самостоятельные живописные работы. Не будучи знакомым с идеей спектакля и с тем, как ее выражению способствует оформление сцены (всегда считающееся сопутствующей, необязательной частью театра – он может состояться и в совершенно пустых стенах), эскизы вполне доступны для восприятия. Даже подчеркнуто ассоциативные, не относящиеся, как правило, к реалистическому театру разработки Лапшина.

Его эскиз к спектаклю по пьесе Нилина "Жестокость" показывает человека в сужающемся, как шагреневая кожа, пространстве. В постановке для детей "И все-таки она вертится" сценический космос выстроен из линеек, треугольников, школьных парт, иначе говоря, как мироздание, приспособленное для будущих ученых и изобретателей. Его эскизы декораций "Любовь, джаз и черт" и "Клоп" напоминают американский и европейский живописный авангард.

У Сергея БАРИЧЕВА театральные работы и вовсе смахивают на абстрактно-символическую живопись, авторство которой легко определяется по цветовым тонам, разрабатываемым этим художником. Грязно-синий, серо-синий, оттенки солнечных цветов смешиваются для отражения смутно-абстрактных ощущений, навеянных темой театра – в "Архитектонике театра", "Мельпомене", "Метаморфозах". Но даже эскизы декораций и сценические разработки Баричева, к сожалению, довольно сложно представить на реальной сцене.

Единственный из активно работающих художников современного пермского театра – главный художник ТЮЗа Юрий ЖАРКОВ (он же – приглашенный художник в театре "У моста"). Активно экспонируются не только его эскизы, но и костюмы. Оригинально смотрятся, например, "муленружные" костюмы к "Бордельчику", вставленные в рамы и, как на каркасах, держащиеся на веревках. Гораздо менее эффектно вблизи выглядят костюмы, изготовленные по рисункам Жаркова к "Ричарду III". Меховая обшивка, смотрящаяся под светом софитов и из глубины зала голубой норкой, на деле оказывается серым плюшем, а дорогие ткани – всего лишь блестящими и неприятно шероховатыми на ощупь театральными дешевками. Впрочем, "Ричард" сейчас снят с репертуарной афиши ТЮЗа по причине отъезда из театра "звезды российского кино" Владимира ШУЛЬГИ, исполнявшего роль великого злодея в этой постановке. Поэтому костюмы можно рассматривать как раритет, в некотором смысле.

Просмотров: 617


КОММЕНТАРИИ

Добавить сообщение:
Имя:
Скопируйте цифры в поле код
E-mail:
Текст:
Код:
Первая полоса
Колонка редактора
Политика
Экономика
Высокие технологии
Общество
Точка зрения
Культура
Спорт
После работы

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.