№47 (399) 22 декабря 2008 года

Душегубка

№47 (399) 22 декабря 2008 года
Посещение школы сегодня может быть опасно для здоровья вашего чада. Его отравят, задушат, а потом, чтобы скрыть следы, назовут умственно отсталым. Кто виноват – известно. Что делать – непонятно. Потому что система.

«Понимаешь ли ты это, когда маленькое существо, еще не умеющее даже осмыслить, что с ним делается, бьет себя в подлом месте, в темноте и в холоде, крошечным своим кулачком в надорванную грудку и плачет своими кровавыми, незлобивыми, кроткими слезками к «боженьке», чтобы тот защитил его, — понимаешь ли ты эту ахинею, друг мой и брат мой, послушник ты мой божий и смиренный, понимаешь ли ты, для чего эта ахинея так нужна и создана! Без нее, говорят, и пробыть бы не мог человек на земле, ибо не познал бы добра и зла. Для чего познавать это чертово добро и зло, когда это столько стоит? Да весь мир познания не стоит тогда этих слезок ребеночка к «боженьке»...

А что стоит? Этот вопрос я адресую всем, сколько бы их ни было, чиновникам от образования, уверенно распоряжающимся не только слезинками, но и кровью, и даже детскими душами, отсчитывая на, а точнее за каждую по горсти бюджетных рублей. И в этих манипуляциях напрочь забывающих о том, что дети – это живые существа, требующие не «компетентностного» подхода, а человеческой заботы и внимания. А их-то сегодняшней школе и не хватает.

Завтра будет не хватать еще больше. Вытравят очередными реформами. И мы получим нормальный американский вариант, когда ученики стреляют в учителей и «ширяются» на переменах. Это не сгущение красок, а объективное следствие сегодняшних процессов. Слезинка ребенка может отлиться в пулю.

Путь лжи

22 августа руководитель департамента образования администрации Перми Людмила ГАДЖИЕВА отрапортовала о практически 100-процентной готовности школ к началу учебного года. Это вызвало шквал возмущенных откликов со стороны пермяков, которые, приведя детей на первый звонок, обнаружили, что ремонту еще конца и края не видно. Тогда пойманная на лжи чиновница попыталась вывернуться. Она признала, что сбои – да, были. Но вся проблема, по словам чиновницы, связана с тем, что существовали большие претензии госэкспертизы к проектам на капитальный ремонт школ: «Все проекты проходят независимую оценку, и только после этого начинаются сами ремонтные работы. И пока проектировщики устраняли замечания, ремонты затянулись».

Даже если эта «отмазка» и содержит долю истины, все равно непонятно, причем тут дети? Почему они должны быть заложниками системы? Тем более, что дело не только и, как представляется, не столько в «косяках» проектных организаций, а в банальном несвоевременном финансировании. По крайней мере, так ситуацию видят сами школы.

То есть еще одна ложь чиновницы? Похоже на то.

– Когда мы пришли 1 сентября в школу, она была закрыта, – рассказывает Людмила ТЕЛЕНКОВА, мама учащегося 1б школы №42. – Вахтерша сказала, что занятия начнутся только через неделю. Я за-глянула внутрь и увидела, что все стены ободраны до кирпича и затянуты полиэтиленовой пленкой. Пахло химией, в воздухе стояла настолько плотная пыль, что на расстоянии двух шагов было не видно лиц…

И занятия начались. Притом, что в здании шла самая грязная фаза ремонта. Незастеленные полы в коридорах, единственный действующий туалет. Никакой (кстати, до сих пор!) пожарной сигнализации. И все та же пыль. Когда наша собеседница попыталась выяснить у директора, почему так, та даже расплакалась и рассказала, что школе поздно выделили деньги…

«Где деньги, Зин?»

Это какой-то злой рок. Из года в год средства на то, что действительно нужно, выделяются несвоевременно. Под громкие вопли о проекте «Новая школа» и победные реляции о готовности. Возникает закономерный вопрос, где эти деньги крутятся весь предыдущий год и кто стрижет с них купоны. Свой карман, конечно, важнее, чем какая-то абстрактная слезинка ребенка. Потому-то и начинают отбивать штукатурку тогда, когда пора наводить последний лоск перед первым сентября.

Но вернемся в школу №42. Где почти две четверти дети учились в жутких антисанитарных условиях. Не мылись полы, не убиралась пыль. Да и зачем, если стройка в разгаре.

– При каждом шаге из щелей старого паркета поднималось облако пыли, дышать было невозможно. А у меня ребенок – аллергик. У него каждый день болит голова, текут сопли, а последнюю неделю каждый вечер идет носом кровь…

Запах стыда

Причина очевидна. Когда мы с фотокорреспондентом в сопровождении родительницы 16 декабря посетили школу, запах там стоял еще тот. Я не специалист в современной ремонтной химии, но натурально щипало глаза. И это не считая пыли.

Нет, это был не террористический акт, не попытка вытравить из здания все живое. Просто строители пропитали чем-то полы перед тем как настилать линолеум. И ежедневно этим «чем-то» по пять-шесть часов (а группа продленного дня и того дольше) дышали более сотни детей. Какой вред их здоровью был нанесен, оценить сложно, но то, что БЫЛ НАНЕСЕН ВРЕД, сомнению не подлежит.

И какой же выход предложили не согласившейся с этим мириться мамаше, которая сама в прошлом учитель, завучи учебного заведения-душегубки? А очень простой. Менять школу или переходить на домашнее обучение. А дальше началась история, аналогов которой мне доводилось слышать немало в разное время и про разные школы. То есть это не единичный безобразный случай, а система. Прямое следствие реформы образования, следствие смены подхода и парадигмы, следствие бесчеловечности времени, в котором мы живем.

Маленькие заложники

Первый вопрос, который я задаю, когда мне начинают рассказывать об учительском, административном или еще каком школьном беспределе, – а почему вы не обращаетесь в вышестоящие инстанции, компетентные органы, суды, наконец. Ответ один: затравят ребенка! Не дадут учиться, затюкают придирками, выведут в двоечники… Теперь это НОРМАЛЬНАЯ(!) практика. Ведь, к примеру, в ответ на жалобу в департамент, школе вполне могут урезать финансирование. Так что стоит ли удивляться. Хотите примеров? Их есть:

– На этой неделе меня вызвали в школу из-за плохой успеваемости ребенка. Это притом, что сын у меня еще в пять лет научился читать и считать до тысячи. А мне говорят – неуспевающий. Я пришла понять, почему так, почему каждый день он возвращается с головной болью, почему кровь. А там пыль висит в воздухе и запахи.

Но виноваты были, понятно, не условия. «Учительница первая», некая Марина Николаевна (не имею ни малейшего желания выяснять фамилию), «молодой специалист», вероятно, из тех, на кого и делают ставку наши обожаемые чиновники, тут же начала нагнетать атмосферу: «она сказала, что школа собирается вызвать комиссию и перевести моего ребенка в школу для недоразвитых». Как, почему, на каком основании?

– Я попыталась поговорить с учительницей, но та отвела меня к заведующей. А она – то же самое: мы будем собирать комиссию. Мол, ребенок необучаем. А как обучаться, если стоит пыль, запах. И просвета не видно. Такое впечатление, что школа просто не убирается. Что это, демонстрация наглости и безжалостного отношения к детям? Не знаю. Мне так вообще сказали, что я психически ненормальная. И ребенок у меня такой же. Они вместе стояли, хихикали…

А ведь это, господа хорошие, уже уголовное дело. Такие вещи, по действующему законодательству, может решать суд при наличии соответствующего экспертного заключения, а никак не училка с завучихой. Но решают почему-то.

Завтра была война

Относительно выхода этого материала. С минувшего вторника, когда Людмила Николаевна пришла в нашу редакцию, произошло довольно много событий. Во-первых, было написано заявление на имя Гаджиевой, и ему дан ход по чиновничьему лабиринту. Во-вторых, на следующий день учительница Марина Николаевна продержала 1б класс целый урок на ногах и вообще была «злая». В-третьих, в школе наконец-то начали мыть полы и убрали завалы мебели из коридоров – впечатление, что тщательно заметаются следы преступления. Когда верстался номер, мы созвонились с Людмилой Теленковой и выяснили, что, корме всего, и учителя вдруг перестали хамить.

В-четвертых, в прессе вдруг появилась новость о том, что будет закрыта на неопределенный срок в связи с проводимым капитальным ремонтом средняя школа №12, а ее 500 учеников будут переведены в школу №134 Свердловского района.

– Со школой все хорошо. Она ремонтируется, приобретет современный вид, – прокомментировала ситуацию корреспонденту 59.ru начальник департамента образования администрации Перми Людмила Гаджиева. – Главное, что никто не собирается ее закрывать. Но проводить ремонт чердачных перекрытий в присутствии детей опасно. Поэтому с третьей четверти детей будем переводить в другие школы.

Страшно представить, какая недюжинная работа интеллекта предшествовала этому заявлению. А скажите, Людмила Анатольевна, травить детей химией что, не опасно? А пыль, притом, что год от года все больше учащихся, как минимум, имеют склонность к аллергии? Да, у вас не хватает школ, чтобы распихать туда всех учащихся из зданий, где по нормам учиться нельзя. И не хватает способностей организовать процесс так, чтобы таких проблем не возникало. Понятно, что не вы одна виноваты во всех бедах. Но, в силу должности, вся полнота ответственности все равно лежит именно на вас.

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка