№46 (496) 27 ноября 2010 года (PDF)

Интерпретация пространства

№46 (496) 27 ноября 2010 года
В Перми прошел V юбилейный международный фестиваль «Джаз-лихорадка».

Название фестивалю дала известная пьеса «Джаз-лихорадка», написанная в двадцатые годы прошлого века «отцом советского джаза» Генрихом ТЕРПИЛОВ-СКИМ (1908 – 1988).

Дань памяти

Как человек высочайшей культуры, владевший несколькими иностранными языками и обладавший тонким чувством юмора, Генрих Терпиловский умел создать вокруг себя неповторимую атмосферу творчества, открытости и доброжелательности. В апреле 1991 года на доме, где жил композитор (Соловьева, 3, ранее – улица газеты «Правды»), была установлена мемориальная доска, в открытии которой принимал участие другой выдающийся джазмен – Олег ЛУНДСТРЕМ.

Именно с возложения цветов в дань памяти великого композитора и началась юбилейная «Лихорадка».

Старые друзья

Нынешний фестиваль отличается от предыдущих тем, что он проходил в течение пяти дней, кроме Перми, его участники выступали в Соликамске (25 ноября) и Осе (26 ноября). Но самое главное отличие – джаз-марафон: два дня, когда все музыканты, которых «было не остановить», попеременно «бацали свои импровизухи» на сцене Органного зала.

Вместе с ведущими пермскими музыкантами на этом марафоне выступили ансамбль Андрея КОНДАКОВА (Санкт-Петербург), Марио КАЛДАРАРУ (Россия-Болгария), Клаус БУРГЕР (Германия), Константин ТРОК (Израиль), Chanda Rule и трио Олега БУТМАНА (США-Россия), Стив БОСТЕР (США), квинтет Tuni Funk (Польша-Тунис) и несравненная вокалистка Паскаль фон ВРОБЛЕВСКИ из Германии.

К числу старинных знакомых «Джаз-лихорадки» относится Владимир ФЕЙЕРТАГ – музыковед, джазовый критик, член Союза композиторов, заслуженный деятель искусств России. В 1960 году он вместе с Валерием МЫСОВСКИМ опубликовал брошюру «Джаз», ставшую первой книгой о джазе на русском языке. Был ведущим, а также входил в жюри многочисленных джазовых фестивалей и конкурсов, организовывал фестивали и отдельные концерты джазовых музыкантов. Автор большого количества статей в периодической печати, музыкальных энциклопедиях и словарях, выпустил ряд книг о джазе. Владимир Фейертаг принимает участие во всех фестивалях «Джаз-лихорадки».

Еще один ветеран «Джаз-лихорадки» – бывший пермяк Валерий ЧЕРНООК, покинувший Пермь и перебравшийся в Москву в поисках лучшей джазовой судьбы.

Гельметизация культуры

Отцом-основателем «Лихорадки» является мульти-инструменталист (клавиши, труба, флюгер-горн) Валерий ПРОТАСЕВИЧ. И то, что этот фестиваль живет – его заслуга. Не министерства культуры и уж тем более не городского комитета по культуре.

На пресс-конференции, посвященной открытию «Лихорадки», он был менее многословен, чем его коллеги: «Сегодня последний день нашего совместного проекта с министерством культуры». В беседе с нашим корреспондентом он пояснил, что ему надоело доказывать чиновникам от культуры, что «джаз – это не для меня, это для Пермского края, это для города», что джазовый клуб «Хрустальный лев», проводимый им каждую среду, – «это город-ской проект, а не проект одного придурка Валерия Протасевича. Ну, как им еще это объяснить?». И то, что происходит в пермской культуре, он назвал не иначе, как «гельметизация», имея в виду всем извест-ного культурного деятеля.

На «Лихорадку» из краевого бюджета, по словам замминистра культуры Александра ПРОТАСЕВИЧА (племянник Валерия), было выделено 3 млн руб. Правда, сами организаторы видели только 800 тысяч.

Но не будем о грустном. Кстати, в Америке джазом называют не только музыкальный стиль, а все хорошее, заслуживающее внимания, например, увидел красивую девушку – о, джаз! А в Европе джаз сейчас понимают как интерпретацию пространства вообще, а не вариации на тему какой-нибудь музыкальной фразы. «В Европе все движется немножко дальше, за грани традиционного джаза, поэтому нам очень приятно, что в этом году мы покажем достаточно широкую палитру музыкантов», – рассказала координатор программ Немецкого культурного центра им. Гете при Германском посольстве в Москве Эвелина БИРЮКОВА.

И то, что происходило в Прикамье в течение пяти фестивальных дней, было джазом, было интерпретацией пермского культурного пространства.

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка