Краевую школу для детей-инвалидов все-таки закрывают.
– Ты подписалась?
– За галерею? Да.
– А за школу?
– Тоже...
Многие пермяки приняли такое посильное участие в судьбах Пермской художественной галереи и краевой школы для детей-инвалидов – поставили свои подписи под открытыми письмами в защиту учреждений. Добились немногого: в галерее перестали жечь свечи и проводить церковные службы. А краевой школы для детей-инвалидов не будет. До 5 октября ее должны присоединить к школе для детей с нарушением слуха (м/р Южный).
Для чего налоги и слова?
Родители детей-инвалидов обратились к Ингеборге ДАПКУНАЙТЕ и Эдуарду БОЯКОВУ – членам совета проходящего в Перми фестиваля «Текстура». В обращении говорится: «Извините, что обращаемся к вам в столь неподходящий момент и «не по назначению», но в последние годы в Пермском крае мнение деятелей культуры очень значимо для пермских властей, а мы и наши дети попали в безвыходное положение именно из-за этих самых властей. Обращаемся к вам от безысходности, но в надежде, что к вашему мнению могут прислушаться и губернатор, и чиновники пермского правительства…
Мы, конечно, можем перевести своих детей в другие школы, но мы не понимаем, почему мы должны платить душевным покоем и благополучием наших больных детей за нежелание властей заниматься своими прямыми обязанностями – помогать тем, кто нуждается в их помощи. Почему мы должны ломать нашу жизнь только потому, что государственный учредитель нашей школы за пять лет пальцем о палец не ударил, чтобы привести помещение школы в нормативное состояние? Для чего тогда вообще существует бюджет и наши налоги? Для чего тогда все эти государственные разглагольствования о детях и инвалидах…»
Операция «Уничтожение»
О том, что уникальную на всю Россию областную школу для детей с ограниченными возможностями здоровья закрывают (тогда школа располагалась на ул. Рабоче-Крестьянской), стало известно еще в 2005 году. И к началу ее ликвидации приложил руку тогда вице-губернатор, ныне председатель краевого правительства Валерий СУХИХ.
Именно он в 2005 году заявил, что дети-инвалиды могут идти в три самые обычные школы. Родители долго и аргументированно возражали: «К нашим детям очень долго нужно привыкать. И они долго привыкают к людям», «Да вы поймите, что ребенок может вести себя неадекватно: лечь, встать, плюнуть, в конце концов!». Но Валерий Сухих оставался черств. Родители продолжали умолять оставить детям их учителей. На что тогда заместитель председателя департамента образования Пермской области Галина ГУТНИК заявила: «Позвольте нам самим решать судьбу учителей ликвидируемой школы. И что сложного в этих суперметодиках, чтобы я, учитель русского языка и литературы, этого не поняла?»
Что сложного? В начале 90-х годов огромное количество детей в Прикамье не получали общего образования. В основном, это были дети-инвалиды. В 1993-м для них создали специальную школу. Через два года было уже более 400 учеников. Отделились школы: городская, Орджоникидзевского и Кировского р-нов Перми, Лысьвы, Карагая, Чусового. Главное достижение таких школ (и главное отличие от интернатов): дети не оторваны от родителей. Центральная (и первая из всех) – областная школа – продолжала работу над совершенствованием системы образования для детей-инвалидов. Взяла на себя обучение детей с самыми тяжелыми, комплексными нарушениями развития.
Преподаватели школы совместно с учеными разработали и создали систему дистанционного обучения. А чиновники департамента образования хвастались перед журналистами этой системой так, как будто сами ее изобрели...
Еще одно бесспорное достижение школы – обучение аутичных детей. Преподаватели съездили в Англию, год разрабатывали систему. И добились впечатливших всю страну результатов. Но чиновники наплевали на все…
Не сумев ликвидировать школу в 2005 году, они перевели ее из центра города на ш. Космонавтов, 181а. И совершенно не озадачились приведением здания в нормативное состояние.
Издевательство над детьми
В результате школа в мае этого года была опечатана по решению суда из-за многочисленных нарушений. А сейчас ее ликвидируют, присоединяя к школе для детей с нарушением слуха.
«Пока из приказа непонятно, что будет с педагогическим коллективом и как снова собрать всех детей и сохранить связь между педагогами и детьми. Это главный вопрос», – сказал Игорь АВЕРКИЕВ, председатель Пермской гражданской палаты.
«Возить детей на окраину Южного просто нереально. Дети учатся по индивидуальной программе, все ходят к разному времени, и где гарантия, что обещанный автобус не сломается? Мы хотим, чтобы в школе была социализация, какие-либо кружки, начальная профессиональная подготовка», – высказывает свое мнение Галина МАХОВИКОВА, мама одного из учеников. – Процесс реорганизации прошел непродуманно, быстро, не был обговорен с участниками. Учителей сократили 16 сентября, и тут же появился приказ о реорганизации. У нас в городе осталось всего три школы для детей с ограниченными возможностями здоровья, и все на окраинах.
Как добираться из центральных районов?.. Это издевательство над детьми».