Любителям деревянных конструкций далеко до настоящего искусства.
Ольга ВЛАСОВА, искусствовед, член Союза художников России, за-служенный работник культуры РФ, рассказала «ПО», почему на свою маленькую зарплату и пенсию она издает альбом-каталог деревянной скульптуры.
– Ольга Михайловна, чем объясняется ваш интерес к этой коллекции?
– Первую работу по деревянной скульптуре я сделала еще в 60-е годы под руководством профессора МГУ Михаила Андреевича ИЛЬИНА. А подвиг меня на изучение деревянной скульптуры Николай Николаевич СЕРЕБРЕННИКОВ (искусствовед, посвятивший свою жизнь собранию и изучению пермской деревянной скульптуры – прим. ред.), с которым я была знакома в последний год его жизни. В свое время Николай Серебренников провел несколько встреч с сотрудниками галереи.
Почти 50 лет я занимаюсь этой темой, сделала около 100 научных публикаций. В том числе вышла книга «Пермская деревянная скульптура. Между Востоком и Западом», каталог, который я издала на собственные средства, диссертация... Вся жизнь связана с этой темой.
– Расскажите о новом каталоге.
– Это первый полный каталог коллекций деревянной скульптуры Пермской художественной галереи. В 1985 году мы сделали первую выставку из фондов коллекций с небольшим каталогом, альбом из серии «Искусство Прикамья» (я составитель и автор текстов). С этого времени пошли публикации более широко.
Работа над каталогом началась еще в конце 70-х годов. Накапливался материал, проводились исследования, мы получали консультации у ведущих специалистов в этой области, например у доктора искусствоведения Анны Рындиной из Москвы, кандидата искусствоведения Никандра Мальцева из Санкт-Петербурга. Много специалистов было подключено к работе, они делали поправки, дополнения.
На подготовку издания были выделены два президентских гранта, в 1998 и 2000 годах. Они были небольшие, ушли на компьютеризацию текста и иллюстративную подготовку. Альбом-каталог был сделан в 1998 году, а потом приступили к переработке. С 2007 года альбом-каталог, полностью подготовленный, лежит в московском издательстве «Художник и книга». Сделан макет, отредактирован текст, все готово к типографским работам, но они почему-то не осуществляются.
Прошло уже 4 го-да, и по непонятным причинам издательство молчит. То ли денег не хватает, то ли местная администрация не заинтересована в издании. Поэтому мне пришлось публиковать каталог самой, потому что его ждут, о нем многие знают, многие спрашивают. Прежде всего, он нужен специалистам – и в других музеях, и в нашей галерее. Хоть небольшим тиражом, но его все равно надо издать и разослать по библиотекам и музеям. А желаемый тираж сразу не поднять – средств не хватает.
– Как вы относитесь к тому, что происходит в культуре Перми?
– К современному искусству отношусь хорошо. Но плохо отношусь к политике, которую проводит, в частности, галерист Марат Гельман. Он не соединяет, а противопоставляет современное актуальное и современное традиционное искусство. Должно быть и то, и другое, а он финансирует и продвигает только современное актуальное. Современный реализм в традиционных планах он отвергает. Это неправильно. Наши художники делают выставки, чаще всего, на свои деньги. А Гельман под свои проекты получает сотни тысяч бюджетных рублей. Получается страшная диспропорция: поддерживают и актуализируют только одно направление. Это тоже неправильно.
В Пермской организации Союза художников России – около 140 человек. Каждый сам по себе интересен, достоин персональной выставки, и кого-то одного я не стала бы выделять. Но коллективные выставки: групповые, тематические, долгосрочные проекты типа «городской пейзаж» или «осенний пленэр», идут из года в год. Такие выставки собирают много интересных художников. Пройти в Союз художников – это уже определенное достижение и достойные произведения.
Работая экспозиционером в Доме художника уже больше 10 лет, вижу, как меняются наши мастера, как они растут, развиваются, как новые силы вливаются в их союз. Считаю, что это довольно сильное направление в современном искусстве.