Александр Протасевич поглощен продвижением новой культурной политики, а про бизнес-туризм в регионе – забыл. |
|
|
Министерство культуры Пермского края не хочет развивать деловой туризм, который привлек бы в регион дополнительные инвестиции.
На минувшей неделе эксперт-ной группе по туризму, созданной при губернаторе Пермского края Викторе БАСАРГИНЕ, министерство культуры представило новую концепцию развития туризма в Пермском крае на 2013-2017 годы. Программы мероприятий по реализации этой концепции пока нет.
И про деловой туризм в концепции – ни слова.
Меж тем в Пермском крае и так низкий уровень развития бизнес-туризма.
Потеря привлекательности
Елена МИРОНОВА, вице-президент Пермской торгово-промышленной палаты, отмечает, что в последние годы бизнес-туристы стали приезжать в регион реже, особо заметно это стало после кризиса 2008 года.
Снизился поток иностранных делегаций, Пермский край для иностранцев «потерял в инвестиционной привлекательности».
Еще одна проблема бизнес-туризма – неразвитая инфраструктура.
Елена Миронова: «В Пермском крае невелика обеспеченность отелями. По сравнению с гостиницами Екатеринбурга, пермские отели маленькие, а их месторасположение не всегда удобное. Наиболее крупные – «Урал», «Амакс», «Нью-Стар», «Жемчужина». Хорошо, что с авиаперелетами сейчас проблем нет: рейсов к нам достаточно».
В Челябинске, Екатеринбурге, Уфе с деловым туризмом дела обстоят лучше. Елена Миронова рассказывает, что в этих городах постоянно находятся иностранные делегации.
Вице-президент пермской ТПП отмечает, что раньше в приоритете краевого правительства было культурное развитие региона, но недостаточно внимания уделялось привлечению бизнеса в край. Как следствие – в региональном правительстве 6 лет не было управления международных и внешнеэкономических связей, которое способствовало бы привлечению в регион инвесторов.
Сейчас, после встречи губернатора и президента ТПП РФ Сергея КАТЫРИНА, управление возобновило свою работу.
Чуть-чуть – не считается
В Пермском крае можно по пальцам пересчитать компании по организации общероссийских и международных конференций, бизнес-туров. По информации официального туристического сайта Пермского края, могут разместить у себя бизнес-туристов или провести конференцию отель «Урал», «Hilton Garden Inn», «Амакс», бизнес-центр «Уральский», курорт «Усть-Качка» и др. Есть несколько компаний, организующих бизнес-туры.
По словам Евгении НАУГОЛЬНЫХ, директора турагентства «Резидент», у пермского бизнеса в целом не развита культура бизнес-туризма. Конечно, финансовые возможности предприятий имеют серьезное значение.
Важную роль в развитии делового туризма играют международные форумы (например, «Человек. Общество. Страна»), выставки на Пермской ярмарке. На Пермскую ярмарку приезжают иногородние и иностранные посетители (Беларусь, Украина, Германия, Великобритания, США, Китай и др.).
Анна СМЕРДОВА, руководитель отдела по связям с общественностью и рекламы Пермской ярмарки: «Многие посетители из зарубежных стран имеют свое представительство в Москве и Питере, это облегчает им прибытие в Пермь. Иностранцы, в основном, размещаются в отеле «Урал».
Ирина УНЖАКОВА, главный менеджер «Урала», отмечает, что 50% постояльцев отеля – бизнес-туристы, прибывающие с деловыми миссиями на промышленные предприятия.
По информации минкульта, крупнейшие региональные компании для обслуживания приезжающих к ним специалистов создали предприятия: отель «Кама» («ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез») в Перми, санаторий «Демидково» в Полазне, гостиница «Сильвинит» в Соликамске и др.
Елена Миронова: «Сейчас мы работаем с городами-побратимами (Дуйсбург, Циндао и др.). если раньше мы сотрудничали с ними только в культурной сфере, то сейчас переходим на сотрудничество в экономическом плане.
Пермский край – это промышленный центр, инвестиционно привлекательный. Здесь есть активные предприниматели, выезжающие на выставки, конгрессы. ТПП готова предоставить свой многолетний опыт для организации бизнес-миссий. Надо показать и доказать, что Пермский край активный и хочет работать с иностранцами, используя полный спектр услуг».
Нет желания?
По информации минкульта, проблемы в сфере делового туризма свойственны в целом для индустрии туризма. Это недостаточная проработка законодательной базы по развитию туризма, механизмов государственно-частного партнерства, способов стимулирования турбизнеса и муниципалитетов. Деловой туризм предъявляет повышенные требования к обслуживанию посетителей, поэтому недостаток профессиональных кадров тоже сказывается на его развитии.
Организаций, оказывающих услуги бизнес-туризма, мало, но и спрос на них невелик. Все эксперты сходятся во мнении, что нужно развивать эту отрасль, налаживать экономические связи с другими регионами и государствами, привлекать инвестиции в край. Поможет разработка стратегии по развитию именно этого вида туризма. Однако минкульт желания заняться данным вопросом не проявляет.
комментарии
Эксперт:
«Я за профессионализм»
Евгения НАУГОЛЬНЫХ, директор тур-агентства «Резидент»:
– Единицы хотят вкладывать средства в тематические поездки сотрудников на конгрессы, выставки, обучение и прочее. Компании замкнуты на территории края. Но если куда-то едут, то обычно на тематические выставки, в туры, круизы. Если это корпоративные выезды, то в безвизовые страны.
иностранные туристы побаиваются приезжать в Пермский край. Мотивируют это тем, что здесь все непредсказуемо.
Корпоративный клиент более взыскательный, чем обычный турист. Недостаточно построить много хороших отелей, необходимо воспитать и повысить профессионализм сотрудников, чтобы гостям Пермского края было комфортно и хотелось вернуться к нам еще раз.
Другим серьезным препятствием к росту въездного туризма является визовый режим с экономически развитыми странами. Деловая жизнь успешно протекает там, где для этого созданы все условия.
Бизнес-туризм напрямую зависит от развития внутреннего туризма, сам Пермский край должен быть заинтересован в развитии внутреннего туризма.
Министр: «Ну, не в хвосте же!..»
Александр ПРОТАСЕВИЧ, министр культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края:
– Если сравнивать Пермь с другими крупными деловыми центрами страны – Москвой, Санкт-Петербургом и Екатеринбургом, – то наш регион, действительно, уступает им по развитию делового туризма. В Перми нет такого высокотехнологичного конгресс-центра, как в Екатеринбурге, не столь развита и гостиничная сфера. В Екатеринбурге сейчас насчитывается около 40 сертифицированных средств размещения, в то время как в Перми их только 7. Однако мы не можем сказать, что Пермский край находится в самом хвосте. В рейтинге российских регионов мы входим в двадцатку по развитию туристической инфраструктуры, опережая Нижегородскую, Самарскую, Челябинскую и другие области.
Даже Пермский форум перестал быть экономическим, стал местом отдыха Марата Гельмана!
справка «ПО»
Основной вид туризма Екатеринбурга – деловой: 87% от общего турпотока.
Финансирование краевой программы по развитию туризма в Свердловской области – 23 млрд 394 млн 401 тыс. руб., в т.ч. на 2011 год – 1 млрд 102 млн 680 тыс. руб.
Объем туристского потока должен повыситься в 3,79 раза и составить 4 373,6 тыс. чел. в год.
для сравнения
гостеприимный проект
В 2018 году в Екатеринбурге планируется провести чемпионат мира по футболу. Одно из обязательных условий для городов-организаторов ЧМ-2018 – база сертифицированных отелей и гостиниц разных категорий.
В рамках реализации проекта «Гостиницы Екатеринбурга» к 2018 году количество отелей и гостиниц должно превысить 120. Обязательная сертификация перед международным мероприятием должна повысить и качество гостиничных услуг.
На сегодня в столице Урала – 99 отелей (5333 номера, 7976 мест). Пройти сертификацию отель может на добровольной основе. С 2005 года прошли категорирование 40 отелей, из них 2 отеля получили категорию 5 звезд, 12 отелей – 4 звезды и 17 – 3 звезды.
Екатеринбург-Сити – проект делового квартала
пределы роста
В Перми – 6 гостиниц категории
«4 звезды»: «New Star», «Микос», «Hilton Garden Inn», «Габриэль», «Жемчужина», «Евротель».
15 гостиниц категории «3 звезды»: «Виктория», «Визит», «Галерея», «Полет», «Амакс Премьер отель», отель «Астор», «Урал» и др.
В 2011 году добровольную сертификацию прошли 7 гостиниц, среди которых «Hilton Garden Inn», «New Star», «Жемчужина», «Урал», «Прикамье», «Полет» и отель «Астор».