Проект бюджета размещен на сайте администрации города для публичного обсуждения. Без сомнения, самой популярной статьей станет «Содержание органов местного самоуправления» |
|
|
Общественность готова контролировать муниципальный бюджет.
«Структура нынешнего бюджета ничем не отличается от структуры прошлогоднего. Я имею в виду не абсолютные показатели, а сам подход к планированию и прогнозированию доходов и расходов, – правильно и строго начала объяснять председатель совета директоров ИК «Ермак» Надежда АГИШЕВА. – Этот бюджет планировался по затратному принципу, а не программно-целевому».
По приходу и расход
Обсуждение бюджета обычно не кажется делом сложным. В семье мы раскладываем деньги по конвертам на насущные нужды: новый диван, зимняя резина, летний отдых на море.
Единственными лоббистами оказываются супруга и дети, игнорирование их интересов чревато последствиями. Чем больше средств, тем жестче лобби. Почти всё так, как в думе. Только контролировать наш семейный бюджет со стороны мы никому не позволяем, как бы теще этого не хотелось. А вот городской бюджет нуждается в особом внимании. Скандал с оплатой сицилийской командировки тому подтверждение.
Вопрос гражданского контроля над бюджетом города снова остро возник в связи с обсуждением проекта бюджета, по которому нам предлагают жить ближайшие три года. Этот документ оказался на удивление сказочно сбалансированным, бездефицитным. По приходу и расход, справедливо заметит старшее поколение, привыкшее экономить скудные средства.
Но отсутствие дефицита совсем не говорит о том, что в городе решены все проблемы. Скорее, наоборот. Просто во время верстки бюджета расходы привели в соответствие доходам, поставили знак равенства между двумя цифрами, что как раз красноречиво свидетельствует об отсутствии целевого подхода. Вроде бы есть деньги, на которые мы можем отремонтировать, скажем, 100 км дорог, а почему именно 100 км, никто объяснить не может, и нужно ли ремонтировать столько, неизвестно. Отсюда в конце года возникают остатки, которые надо срочно перераспределять.
«Мы говорим, что у нас бюджет бездефицитный, но его явно не хватает, чтобы за разумный срок решить даже самые острые проблемы нашего города, – подметила Надежда Агишева. – Очевидно, что есть дефицит средств. Потому что распланировать ровно столько, сколько у нас есть, и говорить о том, что у нас нет дефицита, это, мягко говоря, глупость».
Денег на то, чтобы срочно решать все городские проблемы, не хватает, тем не менее городские власти боятся использовать все те возможности, которые дает современная финансовая система: мы не кредитуемся, не берем займы, не выпускаем облигации. А за примерами далеко ходить не надо: кредит в размере 35 млн рублей на днях решила взять администрация Краснокамского района. Это не покроет весь дефицит бюджета, но поможет профинансировать некоторые статьи расходов.
Траты попробуют вскрыть
Эксперты вполне справедливо отмечают: то, что представлено на сайте города, лишь вершина айсберга. Как формировались все эти таблицы-приложения к проекту бюджета, непонятно, информации недостаточно, детализация неполная.
Контрольно-счетная палата, которая имеет доступ к большей информации, еще не проанализировала проект бюджета. Председатель палаты Мария БАТУЕВА заверила «ПО», что специалисты как раз над этим работают. Однако ноябрь, на который запланированы публичные слушания, уже не за горами. Общественность пытается форсировать события.
В ближайшее время общественные активисты официально объявят о создании Народной счетной палаты (НСП). Кроме Надежды Агишевой, в нее войдут Александр ГРИГОРЕНКО, Михаил КАСИМОВ и Денис ГАЛИЦКИЙ. Общественники даже обещали начать несколько акций по повышению эффективности использования бюджетных средств и имущества.
В своем блоге Александр Григоренко (известный по раскрутке сицилийского скандала и жалобе на закупку депутатами ЗС планшетных компьютеров) записал: «Поскольку КСП, призванная контролировать городской бюджет (наши с вами деньги), своей работой не занимается, функцию КСП придется взять на себя нам, горожанам».
Далее, говоря о возможных задачах НСП, Александр Григоренко хотел бы «произвести несколько «пробных вскрытий» бюджетных трат, например по все тем же расходам на госуправление.
По словам Михаила Касимова, к идее создания НСП подтолкнула именно сицилийская поездка Игоря Сапко со товарищи: «Это действительно ноу-хау. И противоядие власть пока не выработала».
Стратегию народного контроля он определяет как «загнать власть в цугванг» (шахматный термин: принуждение к ходу).
Меры повышения обеспеченности
местных бюджетов· Дотации на поддержку сбалансированности бюджетов, 2013 год – 100 млрд руб.
· Дополнительные поступления от патентной системы налогообложения, 2013-2014 гг. –
2 млрд руб.
· Дополнительные поступления от использования и продажи земельных участков, госсобственность на которые не разграничена, 2013-2014 гг. – 31,2 млрд руб.
· Зачисление в полном объеме единого сельхозналога –
1,3 млрд руб.
· Зачисление 15% платы за негативное воздействие на окружающую среду – 3,8 млрд руб.
· Меры по оптимизации изъятий по земельному налогу –
3 млрд руб.
· Передача акцизов на нефтепродукты в муниципальные дорожные фонды – 41,9 млрд руб.
комментарии
Надежда АГИШЕВА, председатель совета директоров ИК «Ермак»:
– Мы бы могли подготовить на проект этого бюджета гражданскую экспертизу. Понятно, что на стадии приемки бюджета-2013 серьезно изменить принципы формирования с затратных на целевые уже не получится, но можно говорить о том, чтобы вносить изменения в нормативные акты, регламентирующие бюджетный процесс на 2014 и 2015 годы, – добиваться совершенно другого принципа его планирования.
У нас есть функциональный и ведомственный бюджетные учеты, которые отменить нельзя, потому что они предусмотрены федеральным законодательством и приняты для унификации всего бюджетного процесса в стране. Но я предлагаю дополнить наш бюджет другими формами предоставления информации, более понятными для горожан и связанными с основными задачами в системе муниципального управления.
Мария БАТУЕВА, председатель Контрольно-счетной палаты Пермской гордумы:
– Мы забываем, что депутаты как представительная власть выражают мнение народа и при обсуждении бюджета стараются учесть точку зрения избирателей. Но, безусловно, привлекать общественность к обсуждению бюджета нужно. Везде должна быть гражданская экспертиза, а тем более в ситуации с бюджетом, ведь это наши с вами деньги. Однако, прежде чем обсуждать бюджет, надо посмотреть на себя: а заплатил ли я налоги… Вы, кстати, заплатили?
У нас большая недоимка, скажем, по транспортному налогу. Люди ездят на крутых машинах, а платить не хотят. Надо начинать с себя. Все сотрудники счетной палаты налоги заплатили.