иректора музыкальных и художественных школ сами взялись за решение проблем |
|
|
В Прикамье надумали реформировать художественное образование. Дело за деньгами.
23 октября состоялось заседание комиссии по развитию человеческого потенциала Общественной палаты Пермского края. Главный вопрос – обсуждение концепции развития художественного образования детей. Цель – модернизация системы художественного образования и формирование его новой региональной модели. Документ определяет основные принципы политики в этой сфере.
Для двух министерств края (культуры и образования), а также органов местного самоуправления вырабатываются ориентиры и показатели.
Не забыть бы про зарплату
Сфера современного художественного образования шире, чем просто сеть школ искусств, ссузов и вузов, которые готовят художников, музыкантов, танцоров и т.д. В основе концепции лежит понимание художественного образования как системы, потенциально охватывающей все слои общества и все сферы деятельности в регионе.
В разработке концепции участвовало более ста человек, которые сами ее и будут реализовывать. В том числе специалисты из Москвы.
– Мы программу уже запустили, это примерно 20 проектов. Дело в другом – как она будет протекать? – говорит руководитель рабочей группы Елена СЕМАКИНА, директор ЦДОД «Рос-ток». – Если она не будет профинансирована (необходимо всего-то 30 млн руб. в год), то она будет, скажем так, вялотекущей.
Первый этап, назовем его контрольным, рассчитан до 2015 года. В том году, возможно, появится новая российская концепция, которая и станет отправной точкой второго этапа.
Задача – и морально, и материально поддержать лучших педагогов, студентов, детей. Руководство края об этом знает. Только бы не забыли они про педагогов дополнительного образования, когда будут выполнять указание президента о повышении зарплаты учителям образовательных школ, как это раньше бывало.
Цифры по краю
Пермская концепция базируется на «Концепции художественного образования Российской Федерации» и на так называемой Дорожной карте ЮНЕСКО.
По данным 2011 года, в системе минкульта края сегодня работает 80 школ искусств (из них 26 на селе). В них обучается 19 708 чел. (3414), педагогов – 2682 чел. (485).
В системе минобразования художественное образование получают 73 484 чел. (на 5738 чел. больше, чем в 2010-м). Образовательный процесс ведется в 27 однопрофильных учреждениях допобразования с контингентом 17 702 чел. (из них 7 учреждений с 1765 чел. – на селе). В эти 27 учреждений входят 22 школы искусств, 5 домов и центров допобразования, реализующих образовательные программы художественно-эстетической и культурологической направленности.
Среднее образование получают 784 чел. в 5 учреждениях. Это пермские музыкальный колледж, колледж искусств и культуры, художественное училище, березниковское и чайковское музучилища.
В высшем профобразовании очно обучаются 1122 чел. в ПГИИКе и УФ Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Заочное высшее профобразование получают 844 чел. на базе ПГИИКа.
Анализ ситуации
В Пермском крае существуют все три обязательных уровня образовательных учреждений, готовящих специалистов в области культуры и искусства (школа/училище/вуз), что соответствует сложившейся государственной системе. В то же время отсутствует координация по во-просам количества мест на различные специальности, нет согласованных планов развития учреждений. Среди других проблем – одаренные дети уезжают из края, и остановить их может лишь появление краевого художественного образовательного учреждения, создание новых рабочих мест в сфере культуры для его выпускников. Это может быть и детская филармония, и центральная школа искусств, и так далее.
Также недооценена роль детских школ искусств (ДШИ) как обязательной первой ступени. Сложилась неблагоприятная ситуация в воспроизводстве поколений музыкантов по целому ряду специальностей. Наблюдается системное отсутствие конкурса по этим специальностям при приеме в ДШИ и ДМШ всех уровней в течение длительного времени.
Не определен статус и место в общей системе подготовки кадров отдельных уникальных учреждений (Хоровая капелла мальчиков, Художественное училище, Хореографический колледж).
Отсутствует единый учебно-методический центр, нет системной работы по повышению квалификации педагогических кадров.
Слабым местом художественного образования является невключенность в систему общего художественного образования учреждений культуры и некоммерческих организаций, имеющих прямое отношение к искусству: музеев, театров, киноцентров и т.д. Этот ресурс сегодня не реализуется в полной мере.
комментарии
Елена СЕМАКИНА, директор Центра дополнительного образования детей «Росток»:
– Каждые 10-15 лет появляется новое поколение детей, и к этому надо быть готовым. Одаренные дети – другие, у каждого свои слабые и сильные стороны, свои проблемы.
Одним из шагов реализации концепции можно назвать создание детской филармонии. Это не столько само здание или пристройка, это, прежде всего, участие детей в конкурсах и концертной деятельности.
Еще один путь – создание центральной детской школы искусств, что-то типа интернатов, где дети будут получать и общее образование, и дополнительное. У спортсменов есть такие интернаты. Почему не сделать и в нашей системе? Но здесь проблема в другом: если такая школа будет в Перми, то пермяки с радостью отдадут туда детей. Иметь такие школы так же престижно, как иметь консерваторию.
Павел ПЕЧЕНКИН, председатель комиссии по развитию человеческого потенциала Общественной палаты, кинорежиссер:
– Создание этой концепции – своеобразное формирование человеческого капитала. Главное в ней – быть креативным к своему труду, к себе самому.
Сегодня в культуре происходит модификация – сложный процесс, против которого трудно что-то противопоставить. Культура уходит от образования. И задача концепции – их соединить, так как культура – одна из функций образования. И вот тогда можно будет говорить о своеобразном ландшафте, в котором будет жить человек будущего, и неважно, кем он станет потом: сторожем на овощной базе или губернатором Пермского края.
Лев КАСАТКИН, директор ДМШ № 1:
– В целом отношусь к концепции позитивно. Но это лишь основные направления. Тем более, что тех чиновников, от которых зависит ее дальнейшее продвижение, КОЧУРОВОЙ и ПРОТАСЕВИЧА, на заседании комиссии по непонятным причинам не было.
Андрей ЧАЗОВ, отец двух дочерей:
– Художественное образование – это хорошо. Только непонятно, почему одних детей мы называем одаренными, а другие что – бездарные? Не все же могут играть на скрипке или рисовать пейзажи. Ну, не хочет ребенок пиликать на скрипке, он хочет отцу помогать машину ремонтировать или матери-малярше помогать. Вопрос надо ставить шире: кто полезнее обществу – одаренные поэт, чьи стихи никто не читает, художник, картины которого никого не интересуют, или неодаренные маляр-штукатур, автослесарь, строитель? Я уж не говорю про юристов, бухгалтеров и шоферов. Их услугами, кстати, пользуются те же поэты и художники!
Если уж взялись за культуру, так пусть возьмутся и за другие сферы. Зачем это неравенство, эта однобокость? Нет бездарных детей, есть дети, чей талант не раскрыт, или его не хотят раскрывать.