№1 (353) 14 января 2008 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№1 (353) 14 января 2008 года | Образование
Олег Аверин

Главное достижение Гаутамы –

– это буддизм. Таков правильный ответ на вопрос из теста, которому в начале зимы были подвергнуты студенты ПГУ. И чтобы понять идиотизм вопроса-ответа, не нужно быть специалистом.

Незадолго до Нового года министр образования Пермского края Николай КАРПУШИН на своей пресс-конференции опроверг проскользнувшую в СМИ информацию о провале ряда факультетов ПГУ в ходе министерской проверки. Отвечая на вопросы журналистов, он заявил: «Прошли две очень серьезные проверки российского образовательного надзора в двух пермских вузах: Государственный классический университет и филиал Высшей школы экономики. Мы уже пообщались с экспертами. Процент учащихся, сдавших тесты по остаточным знаниям, в Высшей школе экономики составил 93-95 %. Заключение о проверке ПГУ еще готовится, но, по моей информации, университет также прошел аккредитацию»…

Как стало известно позже, госуниверситет действительно прошел аккредитацию. Но не совсем. Как бы «условно». Туго оказалось у студентов с «остаточными знаниями», особенно с теми, которых они отродясь не имели. И по дисциплинам непрофильным (так, например, дисциплины точного цикла подорвали рейтинг филфака), и по тем, для которых не существует четких образовательных стандартов (изрядная часть гуманитарных дисциплин). А раз их не существует, то и преподавателю в своей деятельности приходится опираться исключительно на свои собственные представления о предмете. А они зачастую даже близко не пересекаются с представлениями московских составителей тестов.

Тема эта уже месяц широко обсуждается в профессорско-преподавательской среде вуза, так как провал на тестировании не ограничился отдельными факультетами и вполне мог бы претендовать на статус системной катастрофы, если бы не одно «но». Качество тестов и их соотносимость с образовательными программами, мягко говоря, «оставляют желать»… И не лучшего, а чего-то принципиально иного.

По некоторым предметам содержание тестов вообще заставляет задуматься о компетентности их составителей. Примеры? Пожалуйста! Предмет – культурология. Дано: мелкое, нечеткое, черно-белое изображение некоего произведения искусства. Необходимо определить стиль… Задача нелегкая даже для специалиста, не говоря уже о студенте, обладающем лишь «остаточными знаниями».

Или так называемая «история отечества». Предмет сам по себе скользкий, ибо находится в сильной зависимости от политической конъюнктуры, – только за годы, прошедшие после распада Союза, историю уже переписали и переакцентировали минимум трижды, и чтобы правильно написать тест, сегодня нужны не столько знания, сколько нюх. В результате тест по этой дисциплине провалил почти весь вуз. И поголовно весь – провалил тест по теории физкультуры(!), которую в университете просто никто и никому не преподавал (теперь будут)…

Театр абсурда, одним словом. И театр этот отнюдь не закончился. Дело в условности зачисления ПГУ аккредитации. И пока эта условность не снята, мучить тестами студентов будут ежемесячно, в ущерб, разумеется, нормальному учебному процессу.

Такова очередная гримаса модернизации отечественного образования. Модернизация без руля и ветрил движется в направлении, не понятном никому (кроме разнообразных министров и инноваторов-многостаночников, заколачивающих «бабки» на процессе).

И еще разработчиков тестов – тех же многостаночников, выдающих в лучшем случае крайне низкого качества продукт, а в худшем – абсурд, наподобие «главного достижения Гаутамы», которое уже стало притчей во языцех среди гуманитариев классического университета.

В общем, многие наши собеседники, выполнявшие тесты, были просто поражены обилием некорректно, а то и просто неверно сформулированных заданий. Эту же тенденцию отмечают и преподаватели вуза, причем с самых разных факультетов. И тех и других, понятно, отнюдь не радует перспектива продолжения тестовой эпопеи. И, главное, непонятно, как к ней готовиться, ведь ничего не предвещает появления стандартов, на которые можно опереться при формировании студенческого багажа знаний. А значит, опять придется изворачиваться. Вузу это не впервой – московские «инициативы» сыплются на «верхнее» образование с достаточной регулярностью. Другой вопрос, как это сказывается на его качестве…

PS. Кстати, лучше всех со срезом знаний в ПГУ справились юристы. Объясняется это просто. Пока факультет писал тест, гостей – проверяющих увезли обедать, и обедали их там так долго, как смогли. А в это время преподаватели помогали, как могли, своим студентам… «И это правильно, – считает рассказавший нам об этом преподаватель, – для защиты от идиотизма сверху годятся любые методы».

Просмотров: 405


КОММЕНТАРИИ

Добавить сообщение:
Имя:
Скопируйте цифры в поле код
E-mail:
Текст:
Код:
Первая полоса
Образование
Точка зрения
Анонс
Ликбез
Фельетон
Курьез
Здоровье
Строительство
Экология
Из зала суда
Деньги
Финансовые инструменты
Наша жизнь
Писатель и общество
Назначение
Политкомикс

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.