№20 (122) 2 июня 2003 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№18 (120) 19 мая 2003 года | Политика
Иван Колпаков

Рекламная аскеза

Борьба за сферы влияния на пермском рекламном рынке стала еще более ожесточенной. Новые скандалы лишь подтверждают тот факт, что крупные агентства имеют мощное лобби в недрах городской администрации.

"Гуманизм"

Пермский рекламный рынок по давно уже сложившейся традиции продолжает радовать прессу скандалами. На этот раз предметом публичных разбирательств стала реклама известной марки Sisley. Суть спора в следующем. Группа пермяков (всего – семь человек) 21 апреля направила в территориальное управление МАП требование демонтировать скоро ставшие знаменитыми щиты (см. "Злобу номера"). "Такая реклама недопустима… Ее зрительная информация нарушает общепринятые нормы гуманности и морали", – написали горожане Светлане ЛЕВЧЕНКО. Управление МАП обратилось за экспертной помощью в Институт искусства и культуры. Заведующая кафедрой культурологии и искусствознания ПГИИК Наталья ЗУБАРЕВА ответила, что реклама брэнда Sisley отличается тем, что на щите отсутствует обычная "бельевая роскошь". Зато есть "изюминка" в виде словесного каламбура: вместо "Hautе Couture" ("Высокая мода") – "Hot Couture" ("Горячая мода"). "Однако тонкий лингвистический ход ускользает от русскоязычного населения Перми… и реклама воспринимается совсем по-другому… По-моему мнению, реклама… совершенно не соответствует облику нашего города и сознанию нашего горожанина", – отметила в своем заключении госпожа Зубарева.

Рассмотрение вопроса по рекламе Sisley территориальное управление запланировало на 15 мая. Впрочем, еще 7 апреля департамент имущественных отношений администрации города направил письмо в рекламную группу Lege Аrtis, в котором, ссылаясь на жалобы пермяков, попросил снять щиты. Письмо было подписано заместителем начальника Сергеем МАРКИНЫМ.

А 7 мая департамент направил официальное письмо директору РА "Эскимо" (субподрядчик Lege Artis): "Уведомляем Вас о необходимости снять банер с изображением человеческого тела по адресу: угол Комсомольского проспекта и ул. Кирова. 15 мая 2003 года в антимонопольном комитете состоится слушание дела о целесообразности размещения банера с данным изображением. По результатам слушания мы продолжим наше сотрудничество". (Оригинальная орфография и стиль автора сохранены.) Рекламщики справедливо рассудили, что до 15 мая "сотрудничество" прервано (а все из-за пресловутого "человеческого тела" на углу Комсомольского проспекта и улицы Кирова), и чем все это может грозить РА, неизвестно (ведь разрешения на установку щитов выдает тот же ДИО). Впрочем, в департаменте не учли, что Lege Аrtis связана договором с заказчиком, поэтому рекламу до решения МАПа убрать проблематично. В итоге были вывешены "компромиссные" (агентство попыталось превратить скандал в продолжение пиар-кампании) постеры с надписью "Sisley: реклама в Перми запрещена". Однако уже через два дня слово "запрещена" исчезло со щитов.

15 мая территориальное управление рассмотрело вопрос о Sisley. Заявителям в иске отказали и обвинения в неэтичности постера отвергли. Как сообщил "ПО" заместитель Прикамского территориального управления МАП России Виктор ПАНШИН, "доказательства по этичной части носили эмоциональный характер". Впрочем, исходя из Закона о рекламе, слоган "Hot couture" потребовали убрать, поскольку он не является зарегистрированным товарным знаком и на иностранном языке в рекламе использоваться не может.

"Дарвинизм"

История с рекламой Sisley имеет свою конкретную специфику, но все же подтверждает общий неутешительный для малого и среднего бизнеса процесс монополизации рынка. Причем, главные его игроки стремятся сохранить свои позиции любым способом и в борьбе за выживание уже традиционно прибегают к административному ресурсу.

Та же многострадальная Lege Аrtis (которая за последние несколько месяцев уже два раза успела засветиться в публичных скандалах) провела мониторинг в центральном планировочном районе. Как выяснили специалисты группы, в период с 10 апреля по 7 мая появилось 14 новых рекламных конструкций, принадлежащих "Рекламной группе "Спектр". Однако, согласно постановлению Главы города, все рекламные места, обладающие особой привлекательностью (район – центральный), должны продаваться на торгах, которых на этот раз не проводили.

Территориальное управление МАП получило письмо от другой рекламной фирмы, которая пока не пожелала себя называть в печати. Дело в том, что ряд щитов этой компании попали под угрозу демонтажа ввиду того, что закончился договор, рассчитанный на год. Места сразу же получило ООО "Рекламно-политическое агентство "Кучер", обладающее, благодаря Постановлению Главы города (от 27.08.02), возможностью устанавливать рекламные конструкции в центральном планировочном районе вне конкурса.

Есть и еще один пример, подтверждающий общую тенденцию. В конце прошлого года частный предприниматель Сергей РЫБАКОВ, проигравший тендер на размещение рекламы, подал заявление в МАП о том, что условия конкурса были составлены некорректно. Территориальное управление с предпринимателем согласилось и постановило устранить ошибки до 30 апреля, однако мэрия решила оставить все на своих местах как минимум до 1 июня.

Сергей Рыбаков:

– Все эти нарушения связаны с монополизацией рынка. До недавних пор рынок регулировался стандартным набором правил, которые сводятся к схеме "заявка – исполнение". Но число участников рынка увеличивается. Те, кто работал на рынке раньше, конечно, стремятся ситуацию удержать в своих руках (в том числе и "Совет по рекламе"). И активно лоббируют свои интересы.

В отличие от Сергея Рыбакова, считающего, что ситуация пока только ухудшается, руководители регионального отделения "Опоры России", которым удалось добиться внесения поправок в городское Положение о наружной рекламе, считают, что положительное движение на рынке все же есть.

Константин ОКУНЕВ, один из учредителей регионального отделения общественной организации "Опора России":

– Мы очень живо и активно пытались решить все вопросы рекламного рынка законодательным путем. Работали с департаментом имущественных отношений, кстати, весьма продуктивно. Гордума приняла все наши поправки. Сейчас позиция предпринимателя перестала быть такой шаткой, как раньше. Но постановления, выпущенные Главой города до внесенных поправок, идут вразрез с новыми актами и вносят сумбур на рынке рекламы, превращают рынок в барахолку: "этому предоставляю место, а этому нет".

Отметим также, что, по мнению малых рекламных фирм, не вошедших в городской "Совет по рекламе", в недрах которого созрели поправки, изменения в Положении ни к каким существенным переменам не приведут.

Сергей Рыбаков:

– Мы начнем бороться с этими поправками, если они будут существенно ущемлять наши права. Принятые изменения ничего не решают. Более того, в нынешнем варианте они нарушают два федеральных закона. Происходит элементарное затягивание процесса. Опять начинается правовое болото. Мы выступаем с одной инициативой – аукционы для всех. Это прозрачно и эффективно, без льгот, преференций и скрытых лазеек.

Вполне в противоречивом пермском рекламном духе было бы отменить недавно принятые поправки. Однако очевидно, что ситуация от этого вряд ли станет более стабильной. Пока же происходящие на рынке скандалы лишь усугубляют и без того непростое положение.

Добавим, что сама ситуация с монополией на рынке рекламы все же изменилась. Мэрия, отдававшая ранее по известным причинам предпочтение агентству "Кучер", теперь, по всей видимости, пришла к новой формуле – "Кучер" и еще несколько крупных фирм, получающих ключ к рынку. Таким образом, положение не стало более справедливым, а соответственно, и более стабильным, поэтому продолжения громких разбирательств можно ожидать в ближайшее время.
Первая полоса
Политика
Экономика
Культура
Спорт
После работы
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright (C) 1999-2003. . Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде и форме без согласия редакции запрещено.

   Rambler's Top100