Проблема с водоснабжением Перми лишь на первый взгляд имеет экономические корни. На самом деле власть переживает очередной политический кризис.
2003 год продолжает преподносить мэрии сюрпризы, на которых она традиционно и с грохотом спотыкается. В мае уже почти забытую оптимизацию сети дошкольных учреждений сменило отключение горожан от горячего водоснабжения за долги перед энергетиками.
«Мы не будем кредитовать город»
В понедельник в АО «Пермэнерго» заявили о том, что город должен за тепло 263 миллиона, что аналогично трем месяцам бесплатного потребления тепловой энергии.
Понятно, что ситуация возникла не вдруг, город начал копить долги с декабря прошлого года. Но «энергетики никогда не были терминаторами» и поэтому прощали почти полгода. В тот момент, когда размеры долга стали угрожающими, было принято решение об отключении.
Справка «ПО»
На 26 мая общий долг МП «Пермгоркоммунтепло» и жилищных служб районов АО «Пермэнерго» составляет 263 млн. рублей. Из этой суммы 116 млн. рублей приходится на долю МП «Пермгоркоммунтепло». Долг жилищных служб районов составляет 134 миллиона.
В свою очередь городской бюджет должен МП «Пермгоркоммунтепло» 153 миллиона, из них 40 млн. – это долги населения.
«Жители должны платить»
С другого фланга, из муниципального кресла проблему видели несколько иначе. В мэрии заявили, что город, конечно, должен, но энергетики намеренно перешли к репрессивным мерам накануне празднования 280-летия Перми, используя юбилей как дополнительное средство давления.
Однако не вызывает сомнений, что такое развитие событий можно было легко предугадать. Во-первых, и это самая объективная причина – в бюджете изначально заложен не очень видимый со стороны, но дефицит. Дело в том, что население сейчас оплачивает 71% от суммы оказываемых жилищно-коммунальных услуг, а в январе-марте эта цифра вообще составляла 66%. В то время как бюджет сформирован из расчета, что жители платят 80%. Как следствие – задолженность за первые три месяца составила 35 миллионов рублей.
В администрации области бюджетную политику мэрии предпочитали критиковать, соглашаясь с тем, что кризис был заложен в самой структуре городского бюджета.
Олег ЖДАНОВ, вице-губернатор Пермской области:
– В бюджете заложен определенный дефицит, поскольку в городе этот уровень платежей населения составляет 71%, в то время как в области – 80%. Вылетает 9%, которые никем не финансируются, если они не финансируются никем, то либо их надо предусматривать в бюджете, либо надо предусматривать эти 9% в тарифе.
Вторая причина – рост тарифов на тепловую энергию с 1 января на 10%. Благодаря чему образовался долг в 50 миллионов рублей, который мэрия, по словам чиновникам, все это время погашала за население.
Остальные суммы должно энергетикам население и коммунальные службы, которые не в состоянии обеспечивать 100%-ную собираемость платежей. «Лишь 88% горожан», по словам вице-мэра Василия ЦЫГАНКОВА, регулярно оплачивают жилищно-коммунальные услуги. Открытым остается вопрос, почему все эти подробности нельзя было предусмотреть до того, как будут предъявлены санкции?
Нескромно заметим также, что 88% – вполне стандартная цифра для большинства регионов России. Такие сборы вряд ли можно назвать провальными, ведь подавляющее большинство населения оказывается ответственными плательщиками, и 12% нерадивых – показатель никак не способны вызвать кризис стоимостью в десятки миллионов рублей.
Но г-н Цыганков в своих суждениях был непреклонен:
– Еще 140 миллионов – долг населения за потребленную услугу, который копился годами. Мы готовы сегодня часть денег выплатить. Что касается долгов прошлых лет, будет составлен график погашения. Самое главное – чтобы каждый житель города сегодня заплатил то, что он должен за коммунальные услуги. Мы уже вышли в Законодательное собрание с инициативой ввести штрафы для неплательщиков.
Из истории вопроса
В течение недели мэрия и энергетики «плотно взаимодействовали». Сразу после отключения глава Перми Аркадий КАМЕНЕВ встретился с временно исполняющим обязанности генерального директора АО «Пермэнерго» Владимиром МАТАСОВЫМ. Вице-мэр Василий Цыганков на пресс-конференции во вторник заявлял, что мэрия «готова отдать половину завтра и часть – по графику».
Цена вопроса (после его решения в «Пермэнерго» гарантировали возобновить работу сетей) – 104 миллиона рублей, это текущие неплатежи за апрель. Параллельно с этим в пресс-службе «Пермэнерго» заявили, и подобная риторика в такой ситуации были абсолютно предсказуема, что, благодаря неплатежам, в апреле и мае сорваны графики подготовки к предстоящему зимнему сезону четырех городских ТЭЦ и магистральных тепловых сетей. И энергетикам уже страшно думать о зиме.
Кризис угрожающе разрастался, но уже в четверг появилась информация о том, что энергетики и мэрия нашли-таки точки соприкосновения. До 1 июня администрация перечисляет энергетикам текущие долги, в ответ уже 29 мая энергетики запускают сети.
При этом, как заявлено в распространенном пресс-службой мэрии пресс-релизе, согласно Бюджетному Кодексу, городской бюджет не может компенсировать суммы, которые население должно энергетикам. А это, продолжают настаивать в мэрии, основной долг. Поэтому дальнейшее обеспечение города горячей водой зависит только от самих горожан.
При такой постановке вопроса разрешение нынешнего кризиса – не более, чем временное явление. Создается впечатление, что методами стратегического планирования на Ленина, 23 владеют на очень поверхностном уровне. Но дело не только в этом. Представители руководства области заявили, что вопрос «не находится в политической плоскости». А между тем, действия «Пермэнерго» в отношении мэрии на фоне отстраненности областных властей заставляют задуматься о том, что все неслучайно. С рядом допущений, ситуация выглядит, как очередной щелчок по носу, что дает возможность предположить: маневр с «Пермэнерго» – лишь повод для более серьезных действий в отношении городского руководства, а за вторым за последние полгода серьезным политическим кризисом в стенах администрации Перми обязательно последует третий.