№20 (122) 2 июня 2003 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№18 (120) 19 мая 2003 года | Экономика
Анастасия Лебедева

МЕТАЛЛО-раз-ЛОМ

Решать надуманные проблемы могут те, кто не до конца разбирается в ситуации, либо те, кому это выгодно. Хищения цветных металлов, которые уже давно окрестили национальным бедствием, – миф. Сложности на этом рынке сейчас совершенно другие.

Истощение "клондайка"

Рентабельность рынка черных и цветных металлов снижается – так заявляют эксперты. Металлолом уходит из сферы сверхприбыльных отраслей. Рынок, что называется, себя додавил. После выхода на него небольших фирм-заготовителей (в советские времена вторсырье в Прикамье заготавливали только два предприятия – "Вторцветмет" и "Вторчермет") себестоимость продукта начала расти (85-90 процентов – стоимость сырья).

Производители цветных металлов опасаются, что уже в этом году будет значительно ощущаться нехватка вторсырья, которая, вероятно, обострится в течение 2003 года. Уже сейчас из-за недостачи в России на 25% снизилось производство алюминиевых чушек.

Ситуация складывается таким образом из-за того, что практически весь советский "поверхностный" лом уже собрали. Территории с "халявой" остались (это, например, "кладбища" топливных бочек на севере России и в Сибири), однако, во-первых, их немного, а, во-вторых, такой лом невыгоден из-за транспортных расходов. По мнению пермских специалистов, через два-три года советский "клондайк" иссякнет вовсе.

Миновали и золотые 90-е, когда предприятия имели возможность заготавливать амортизационное оборудование 80-х – периода бума обновления фондов.

Конечно, остаются для ломозаготовителей предприятия сельскохозяйственного и лесопромышленного комплекса (очисткой от такого рода металлолома занимается ПК "Сплав"). Однако в их технике, как правило, нет, либо мало качественного металла. Кроме того, образующийся лом крупногабаритный, да и разбросан он по всей территории и по плохим дорогам, что усложняет его транспортировку. Так, например, сейчас "Пермвтормет" предпочитает развиваться на промышленный север, практически без внимания оставляя сельскохозяйственный юг.

Тенденция уменьшения объемов сбора выглядит еще более пессимистично на фоне снижения потребления металла как такового. Предприятия работают сейчас далеко не на полную мощность. По признанию генерального директора ПК "Сплав" Владимира БУСЫРЕВА, даже такой флагман, как холдинг "Пермские моторы", в 2002 году поставил предприятию металлоотходов менее 2 тысяч тонн, в то время как в советские времена завод им. Свердлова отгружал до 20 тысяч.

Низкие заказы заставляют заготовителей экспортировать лом, который обратно, по понятным причинам, уже не возвращается, а следовательно, в дальнейший оборот не идет.

Металл ушел. Не обещал вернуться

Если в советские времена за пределы СССР уходило не более половины всего вырабатываемого металла, а остальное шло в развитие производства, то уже в 90-е ломозаготовители в деле вывоза стратегического сырья сделали колоссальный скачок. По официальным сведениям, в 1994 г. из России вывозилось около 7 тысяч тонн лома меди, а в 1996, после снятия ограничений на экспорт, объемы экспортируемых металлоотходов составили 214 тысяч тонн.

Тогда правительство вновь ограничило вывоз с помощью пошлин на экспорт. Для цветных металлов сейчас они составляют 30%, для алюминия и меди в частности – 50%. Цель достигнута была – объемы законно вывозимого лома упали практически до уровня 1993 г. Однако с течением времени заготовители поняли, что на фоне общего сокращения металлопроизводства вывозить все-таки выгодней. Так, 90% заготавливаемой продукции (алюминия) "Пермцветмет" переправляет за границу. Предприятие имеет сертификат Лондонской биржи металлов, в числе его заказчиков – крупнейшие автомобильные заводы (Honda, Ford, General Motors и др.). По неофициальной информации, в 2002 году лицензиаты и ломообразующие предприятия отгрузили прикамской металлургической промышленности более 37 тыс. тонн металлолома, между тем за пределы региона вывезли около 60 тыс. тонн.

Примешивается и зачастую малоэффективный подход к производству. Сейчас в мире почти не осталось ни одного мартена, который бы работал только на руде: предприятия предпочитают вторсырье. Однако местные производители далеко не всегда способствуют "круговороту" металла. Так, "Пермские моторы", изготавливая мотоблоки, используют лишь первичное сырье – более дорогое и менее технологичное (металлолом позволяет экономить до 30% электроэнергии при производстве стали и до 95% при изготовлении, например, алюминия).

Тем более что потенциал для переработки лома цветных металлов, производства сплавов в России, и в Прикамье в частности, есть. Как заявил генеральный директор ООО "АДС-10" (дочерняя компания "Пермцветмета") Олег ЧУГАЕВ, плавильных мощностей в стране в три раза больше, чем образующихся металлов.

Справедливости ради надо добавить, что ситуация с экспортом черных металлов, которых в стране пока достаточно, складывается иначе. По причине их дешевизны, а следовательно, больших объемов, вывозить лом такого рода выгодно только приграничным регионам.

Покупатель-монополист

Работать на сегменте становится все тяжелее не только из-за вышеперечисленных тенденций. Рынок лома черных и цветных металлов весьма специфичен. В отличие от других рынков, при его анализе определяется концентрация не продавцов, а покупателей. Кроме того, этот рынок достаточно мобилен. Распределение долей участников на сегменте может меняться с весьма обширной амплитудой постоянно.

Тем не менее, этот расклад не помешал пермским антимонопольщикам прийти к выводу о том, что рынок в значительной степени монополизирован.

Так, в начале 2000-х годов в продуктовых границах черного металла сложился тип рынка "монополистическая конкуренция". Само металлоломовское "торжище", заявил заместитель Прикамского территориального управления МАП России Виктор ПАНШИН, являлось высококонцентрированным (в 2000 г. один хозяйствующий субъект имел долю на рынке 52%, в 2001 г. доли крупных субъектов выровнялись, но по-прежнему оставались достаточно большими). Основные игроки на этом сегменте – "Пермвтормет" (в 2002 году предприятие отгрузило 190 тонн металлолома, в первом квартале 2003 объемы еще выросли), "Уралчермет", "Альянс-Марина", "Камасталь", "Транзит-М", "Сплав" (в 2002 году рост объемов производства на предприятии составил 23%).

Конечно, можно предположить, что конкуренция на этом сегменте усилится, так как в последнее время популярность черного лома выросла. Сейчас цены на этот вид на Лондонской бирже металлов достигли максимальных отметок за последние пять лет. Однако эксперты не считают, что эта тенденция сохранится в течение длительного периода, и пермские специалисты их поддерживают. Как заявил заместитель директора ЗАО "Пермвтормет" Алексей КОГАН, вероятно, уже этим летом цены снизятся.

Лом цветных металлов пользуется большей популярностью. Так, если экспортная цена тонны черного лома на сегодня составляет от 80 до 150 долларов за тонну, то экспортная цена лома алюминия – 1-1,2 тыс. долларов за тонну, лома меди – в среднем 1,5 тыс. долларов, лома никеля – от 1 до 2 тыс. долларов. По-видимому, именно благодаря этой ценовой разнице ситуация на рынке цветного металлолома складывается иначе. Этот сегмент является более концентрированным, конкурентным. Доли крупнейших компаний распределяются в пределах 10-20% (основные игроки – "Пермцветмет" (заготовка в год – 30-35 тыс. тонн), "Пермметалл" (по итогам 2002 г. увеличил объемы реализации в 3 раза, в первом квартале 2003 г. – еще в 2 раза), "Центролит").

Впрочем, если сузить продуктовые границы рынка лома цветных металлов до отдельных видов (алюминий, медь), то можно будет говорить о монополизации в достаточно крупных масштабах. Так, самым мощным заготовителем лома алюминия является ОАО "Пермцветмет" (он занимает более 90% рынка). В продуктовых границах лома меди безраздельно властвует ОАО "Камкабель".

Криминализация барьером

Представители прикамского МАПа считают, что монополизация произошла в том числе и благодаря тому, что власти (в первую очередь правительство РФ) создали весьма солидных размеров административный барьер для выхода на рынок новых игроков. Правила обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов, постановления правительства (N 369 и N 370), положения о лицензировании (N 367 и N 368) значительно ужесточили требования, привели к уходу с рынка ряда субъектов. Так, если около трех лет назад на "цветном" сегменте в Пермской области действовали около 3 сотен лицензиатов, то с изменением правил их число снизилось до 70, а после перелицензирования так и вовсе упало до 48. На "черном" сегменте сейчас действуют 29 лицензий.

Однако в итоге конечная цель – ликвидация мелких предприятий – достигнута не была. На деле они не исчезли, а лишь ушли в тень, неспособные противостоять административной машине. Криминализация рынка, произошедшая в 90-е годы, когда разрешения на заготовку, переработку и реализацию лома начали выдавать физическим и юридическим лицам, только усилилась. И относительно хорошо живут либо крупные компании, которые могут предложить высокие закупочные цены, а следовательно, победить в тендере на покупку лома, либо теневые фирмы – они не платят налогов, а зарплату начисляют черным налом. Отработанной является схема закупки металла у населения, скажем, по 15-18 рублей за килограмм и его перепродажи легальным фирмам уже по гораздо большей цене. По оценкам некоторых экспертов, до 40% лома собирается с применением различных теневых схем, в результате чего бюджет России теряет порядка 3,5 млн. долларов в месяц.

К препятствию, установленному законодательством, антимонопольщики плюсуют и барьер первоначальных затрат. Чтобы начать свой бизнес на этом рынке (если говорить о среднестатистической компании), необходимо как минимум, 30-50 тысяч долларов. Будущему лицензиату нужно пройти массу согласований, арендовать помещение, набрать штат, обеспечить себя оргтехникой и создать техническую базу (между тем, даже самые маленькие весы стоят около 2 тысяч долларов).

Поэтому прикамский МАП считает, что при и так достаточно высоких препятствиях для выхода на рынок местные власти должны максимально отстраниться от разрешительной деятельности. В качестве примера создания излишних препятствий Виктор Паншин привел ООО "Практика" (г. Березники). В 2002 г. этому обществу было отказано в получении разрешения на заготовку лома. Мотивировка местных властей: "это нецелесообразно". По заключению МАПа, отказ был дан без правового обоснования.

"В целях недопущения нарушения антимонопольного законодательства" МАП рекомендовал областным властям не создавать лишних барьеров для выхода на рынок новых игроков и осуществления деятельности уже работающих предприятий. Однако власти не согласились, считая, что как раз монополизация в некотором роде помогает сдерживать преступную деятельность.

Битва с гидрой

Вице-губернатор Пермской области (и по совместительству председатель межведомственной комиссии по координации действий и контроля в сфере заготовки, переработки и реализации лома черных и цветных металлов) Валерий ЩУКИН выступил категорически против исполнения этой рекомендации:

– Нас с губернатором достала ситуация с хищениями. Нет ни одной сводки без кражи. Мы пытаемся навести порядок, а другой рукой поддерживаем это дело.

В области что-то не срабатывает, какой-то механизм пробуксовывает. Мы понимаем МАП, но его предложение можем только принять к сведению.

Вице-губернатора поддержал начальник отдела по работе с административными органами Эдуард ЛИВШИЦ. Он заявил, что администрация готова смириться с тем, что МАП "будет стучать по голове, бить нас кулаками".

Хищения металлов уже давно прозвали национальным бедствием, межведомственная комиссия собирается регулярно, однако, похоже, каждый раз занимается переливанием из пустого в порожнее. В своем желании встать на защиту стратегического продукта заинтересованные ведомства никак не могут прийти к согласию. МАП винит власти, администрация – милицию, милиция – энергетиков, энергетики… При этом у каждого в кармане припасен свой аргумент.

Так, УВД заявляет, что число краж значительно снизилось. Как доложил заместитель начальника ГУВД Пермской области Федор УТРОБИН, за два месяца 2003 года на территории Пермской области зарегистрировано 48 преступлений (украли 1,2 тонны металла), связанных с хищениями цветных металлов, что на 42% меньше, чем в соответствующий период прошлого года. При этом самый "популярный" объект – кабельная продукция (в структуре краж металлоизделий она составляет 54%) – также стал подвергаться нападениям гораздо реже (снижение составило 57,4%). Однако, например, ситуация в Губахе, где были задержаны и… отпущены по причине отсутствия заявлений о кражах 7 (семь!) машин с ворованным добром, весьма наглядно демонстрирует то, что доклады о том, сколько, где и чего, могут оказаться не более, чем фикцией.

Между тем, по мнению сотрудников правоохранительных органов, действительная проблема – в отсутствии взаимодействия с другими заинтересованными структурами, в частности промышленными предприятиями. Руководителей этих организаций обвинили в том, что они не идут на контакт с ОВД, под разными предлогами устраняются от совместной работы и не предоставляют имеющуюся информацию. Особого внимания, по словам Федора Утробина, требует организация взаимодействия органов внутренних дел с руководством ОАО "Пермэнерго".

Энергетики, в свою очередь, уверены, что приобщение их к общей борьбе с грабителями результата не принесет.

Андрей КИТАШЕВ, генеральный директор ОАО "Пермэнерго":

– Да, мы боремся, работаем с МВД, создаем свои оперативные бригады, которые, кстати, неплохо работают. Идет война. Но войну надо решать не на полях, а в кабинетах. Я, конечно, могу создать у себя еще несколько оперативных бригад. Но когда на сохранность проводов ты тратишь столько же денег, сколько стоят эти провода, а потом их все равно крадут, начинаешь задумываться – а может, вообще не давать? Это ведь – как с гидрой биться.

При неэффективности расходования средств на правоохранные мероприятия, проблема хищений на поверку оказывается если не сфабрикованной, то, по крайней мере, надуманной. Поскольку сваливать вину на людей Без-Определенного-Места-Жительства, Без-Денег и Без-Имени удобно. И выглядит это вполне правдоподобно, когда речь идет, скажем, о пяти метрах самой популярной, кабельной продукции. Однако в таком случае к сводкам необходимо прилагать объяснения – как человек без специального образования и оборудования смог "перекусить" алюминиевый провод под напряжением, в котором 53 маленьких проводка и семь стальных жил? А если речь в сводке идет о пяти километрах проводов, снятых, притом, в черте города? Кто виноват, тоже безработные жители поселка Шахтный?

Воруют спецы, это очевидно. Сейчас складывается тенденция к появлению целых преступных групп, оперирующих на рынке черных и цветных металлов. Как правило, они хорошо знают местоположение электрических кабелей и ЛЭП, в том числе резервных, прекрасно осведомлены о том, когда и где проводятся плановые и внеплановые работы. Обычно похитителям известны графики отключения сетей и выезда бригад на участки. Это означает только то, что к кражам причастны сотрудники самих АО-энерго.

Что касается воровства, например, на дачных участках – пресловутых алюминиевых ложек, баков из бань и т. д. – то это уже вопрос другого уровня. Свое имущество каждый охраняет, как может. Во всяком случае, кражи квартир до сих пор никто не причислил к национальным бедствиям.

Многогранник с острыми краями

Рынок черных и цветных металлов оказывается даже не палкой о двух концах, а многогранником с многочисленными острыми краями. С одной стороны, монополизация рынка, так нелюбимая МАПом и так свято оберегаемая в данном случае властями, ведет к снижению числа точек сбыта. Однако – это во-вторых – уменьшение проходит лишь документально, на деле уход с рынка его игроков зачастую подразумевает переход их в тень, а следовательно, увеличение нелегального сбыта и взяточничества.

Другой вопрос – работа легальных предприятий с преступниками. Добытое незаконным путем совершенно безболезненно сдается официальным лицензиатам, потому что никаких препятствий для этого законодательством не создано. "Беззубая" законодательная база не позволяет перекрыть кислород ни ворам, ни скупщикам краденого (показателен уже описанный пример с семью машинами металлолома).

Некогда областная администрация пыталась взяться за создание собственного регионального законопроекта, регулирующего оборот лома, да не случилось – мол, это противоречит федеральному законодательству, а значит, будем ждать, когда кто-то наверху пролоббирует принятие новых требований. Однако почему-то эти якобы противоречия не помешали принять свой закон тем же самым свердловчанам. Во всяком случае, ворованное добро здесь никогда не подумают оставить незадачливым грабителям.

Если администрация действительно хочет сделать борьбу с хищениями эффективной, логично было бы как минимум запретить скупку металлолома у физических лиц и предоставить право сдачи только организациям и предприятиям, у которых металлоотходы образуются в результате производственной деятельности. Можно также "привязать" сдачу лома "Пермэнерго" к одной точке приема и взять за правило согласование маршрута с милицией. Однако с учетом причастности энергетиков к кражам этих мер, а также конфискации всего, что является явно ворованным, то есть не имеющим документов, недостаточно – бумаги подделать не так уж и сложно. Вкупе необходимо запретить транзитный перевоз лома через границы Прикамья.

Николай КАСЬЯНОВ, заместитель директора ОАО "Пермцветмет":

– Ведь как сейчас делается? Взял машину московскую, сделал "левые" московские документы, написал, что везет из Москвы в Свердловск. А приехал в Пермь, все погрузил и уехал – меня здесь не было, я здесь не брал.

Надо всего лишь запретить провоз через территорию. Хочешь – вези в контейнере через железную дорогу, сдай на станции – получи на станции. Не хочешь – значит, не въезжай. А если въехал, то справка должна быть о том, что это плановый съем, согласованный с Горэлектросетями. Нет справки – надо конфисковать. Тогда все на место встанет. Сейчас же шуму много, а реальной борьбы нет.

Кому выгодна имитация бурной деятельности? Вероятно, тому, кто кричит громче, желая с помощью шума безболезненно списать высвободившиеся ресурсы, которые потом можно продать другой фирме за наличный расчет. Заметим, что структура, контролирующая оборот лома, называется межведомственной комиссией по координации действий и контроля в сфере заготовки, переработки и реализации лома черных и цветных металлов, а никак не комиссией по пресечению хищений. Почему она ограничивается только этим видом деятельности, оставляя без внимания другие, гораздо более серьезные проблемы?

Один из директоров фирмы-заготовителя, пожелавший остаться неизвестным, заявил, что на федеральном уровне принятие необходимого закона затягивается, поскольку это невыгодно определенным структурам. У очередного, разумного и более эффективного, изменения правил заготовки и реализации лома нет активных лоббистов, а антилоббисты готовы поделиться прибылью, лишь бы их интересы учитывались и далее. Между тем, дефицит сырья и снижение металлургического производства, по закону круговорота порождающие необходимость экспорта, означает то, что на рынке будут бесспорно выигрывать гиганты – небольшие структуры просто не смогут противостоять им по закупочным ценам.

Оговоримся: региональная комиссия, безусловно, не в силах поднять на ноги российскую промышленность и активизировать деятельность металлургических предприятий. Однако, в конце концов, у нее существует возможность пролоббировать определенные решения местных законодателей и, как минимум, постараться дать жизнь региональному законопроекту об обороте лома, где бы учитывались не только мнения властей, но и пожелания-предложения участников рынка (читай все вышесказанное).

Как максимум, в их силах поспособствовать "круговороту" металла в природе – путем оптимизации работы металлургов. Почему западные компании устраивает российский переработанный металл – более дешевый, технологичный и ко всему считающийся чуть ли не лучшим в мире, а местные производители упорно продолжают "жарить" в мартенах руду?
Первая полоса
Политика
Экономика
Культура
Спорт
После работы
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright (C) 1999-2003. . Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде и форме без согласия редакции запрещено.

   Rambler's Top100