№20 (122) 2 июня 2003 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№18 (120) 19 мая 2003 года | Культура
Карина Раушенберг

"Психо"

холог разбирается в душе художника значительно лучше, чем искусствовед.

По крайней мере, к такому выводу пришли сами творцы на открывшейся в салоне "Коллекционер" (ЦВЗ) выставке "Психо". Выставка камерная, элитарная, от каждого из современных мастеров кисти представлено всего по одной работе. Одиннадцать пермских художников – Анатолий ФРЕНКЕЛЬ, Михаил ПАВЛЮКЕВИЧ, Вячеслав СМИРНОВ, Юрий ЛАПШИН, Татьяна НЕЧЕУХИНА, Максим НУРУЛИН, Аркадий АМИРХАНОВ и др. – не объединяет ничего, кроме разве что сложности художественного языка. Поскольку зрители (они же покупатели) основываются, глядя на картину, как правило, на эмоциональных впечатлениях и не могут расчленить ее на множество мелких составляющих, чтобы потом вновь все воссоединить и получить целостную картину, за них это решили сделать психологи Областного центра психолого-педагогической помощи, которые занимаются особым разделом прикладной психологии – "арт-терапия". Впрочем, такая терапевтическая "скорая помощь", как оказалось, понадобилась не только зрителям, но и художникам.

Ведь что такое искусство? Это добро, красота. Оно должно имитировать жизнь, учить и нравственно обогащать публику, etc, etc. Когда мы видим, что все эти критерии искусства отпадают, начинается непонимание. Поэтому так хочется заглянуть в душу художника и разобраться, а что там у него внутри. Что, например, хотел сказать Амирханов, изобразив плывущую в небесах обнаженную даму, или солидный, серьезный Смирнов, нарисовавший портрет некоего дикого очкарика с кошкой на голове? А когда мастер делает на холсте какие-то беспредметные цветовые пятна, может, ему просто нечего сказать? Возможно, при написании работы, художником двигали какие-то болезненные импульсы? Психодиагностику и призваны были провести вызванные психологи (при метафизическом вмешательстве, естественно, Фрейда и Юнга).

Отметим, что "история болезни" каждого из представленных художников была выставлена на публичное рассмотрение. Так что интимное дело общения с личным психотерапевтом превратилось в общественную акцию. Все самое тайное и сокровенное ведущих пермских творцов стало явным.

"Пациент" Максим Нурулин предоставил портрет графа Дракулы, исполненный в иконографической манере: он вставлен в увесистую деревянную раму-наличник (найденную, вероятно, на развалинах одного из старых домов), рядом же прикреплен деревянный кол, обагренный (кровью?) с одного конца. Что бы все это значило? Может, кол – это орудие графа, на которое он сажал своих жертв? Скорее, наоборот, этот кол – орудие против самого Дракулы, напоминание об опасности, от которой надо защищать людей. Как известно, князя тьмы можно победить одним путем: всадив в чудовище осиновый кол. Не исключено, что автор предлагает это сделать прямо сейчас. Возможно, делают психологи заключение, это победа художника над Дракулой в самом себе.

Взглянув придирчивым взглядом на близняшек (а-ля с картины неизвестного французского художника конца XVI века "Габриэль д’Эстре с сестрой") Татьяны Нечеухиной, доктора душ усмотрели в мотивах написания работы хорошо скрытую и завуалированную агрессивность. Подобно тому, как одной половинке персика не хватает твердого ядра, которым обладает другая половинка, правый персонаж хочет тайком завладеть чем-то важным, принадлежащим левому персонажу (жизненной энергией, информацией, деньгами, женихом, удачей и пр.).

Александра Казначеева, любящего, как известно, имитировать детские каракули, чуть было не причислили к психически больным людям. Однако от столь радикального диагноза на совете диагностиков решено было отказаться и смягчить приговор, поскольку представленная работа "R" может отражать лишь эпизодически возникающее настроение, желание "поиграть" с экстремальными и маргинальными образами. А желтая подсветка может указывать как на близость "желтого дома", так и на какой-то ночной праздник, в котором участвует (или, скорее, который устроило) изображенное существо, – праздник, который разросся до вселенских масштабов. Что-то вроде всемирного дня (простите, ночи) бесовщины.

Прогнозы, несмотря ни на что, были сделаны благоприятные для всех художников. Так что, сами понимаете, художники – такие же, как мы с вами, только немножко ненормальные.

Первая полоса
Политика
Экономика
Культура
Спорт
После работы
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright (C) 1999-2003. . Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде и форме без согласия редакции запрещено.

   Rambler's Top100